В.И.Ульянов
(1959 - 1997)

В.Н.Ульянов     Ульянов Владимир Николаевич - Летчик-испытатель второго класса.
    Окончил Барнаульское высшее военное авиационное училище летчиков. Проходил службу в морской авиации Черноморского флота, где стал командиром эскадрильи самолетов-амфибий Бе-12. В 1990 году опытный морской летчик перешел на испытательную работу по приглашению Таганрогского АНТК им. Г.М.Бериева (ТАНТК). «Нам тогда нужно было принять пилота опытного, умеющего летать с воды, - рассказывал один из ветеранов ЛИКа (летно-испытательного комплекса) Б.И.Лисак, - чтобы мы успели передать ему свой опыт. Вода - это очень серьезно. Это не то, что летать с суши. По крайней мере, я только на восьмой год мог сказать о себе, что я что-то понимаю в этом. Нам предлагали много кандидатур, но мы остановились на Ульянове».
    После окончания в 1992 г. Школы летчиков-испытателей МАП Ульянов участвовал в испытаниях самолета-амфибии А-40 «Альбатрос», самолета МВЛ Бе-32К, летал на модифицированных самолетах-амфибиях Бе-12НХ и Бе-12П, в том числе для отработки методики тушения лесных пожаров с самолета Бе-12П в реальных условиях. Впервые поднял в воздух опытный самолет-амфибию Бе-103 и начал его летные испытания.
    Погиб 18 августа 1997 года в тренировочном полете на самолете Бе-103 в процессе подготовки к демонстрационным полетам накануне открытия московского международного аэрокосмического салона МАКС-97.
    Безупречная работа на ТАНТК дала основание руководству Комплекса доверить Ульянову испытание Бе-103 - самолета не просто опытного, а по своему замыслу самолета будущего - носителя конструкторских идей, с которыми фирма связывает свои большие надежды. Это был его первый опытный самолет, который он должен был поставить на крыло, дать путевку в небо.
    От первого появления самолета на ЛИКе до открытия МАКС-97, на котором во что бы то ни стало требовалось показать Бе-103, времени было в обрез, оставалось всего два месяца. Первый полет опытного самолета-амфибии с суши для проверки его устойчивости и управляемости был благополучно выполнен В.Н.Ульяновым 15 июля 1997 года. Такого неординарного события, неизменно привлекающего внимание широкого круга авиаспециалистов, не было в Таганроге уже более 10 лет (12.12.86 - первый взлет с суши опытного экземпляра самолета-амфибии А-40 «Альбатрос»). До перелета в г. Жуковский на Бе-103 успели совершить еще около 30 испытательных полетов.
    Самолет-амфибия Бе-103 разработки ТАНТК им. Г.М.Бериева, работы по которому начались еще в начале 90-х годов, находился в стадии сертификации типа. Несмотря на постоянный дефицит средств, на Комсомольском-на-Амуре авиационном производственном объединении (КнААПО) была подготовлена оснастка и задел деталей для серийного производства, в связи с чем публичной демонстрации самолета на очередном авиасалоне в Жуковском придавалось большое значение. В.Н.Ульянов
    В роковой день 18 августа 1997 года Ульянов в 11 часов 14 минут взлетел с аэродрома ЛИИ в г. Жуковском, набрал высоту около 100 метров, затем, видимо, стремясь вписаться в зону пилотирования, вошел в крутой вираж с набором высоты. Последовал непреднамеренный выход самолета на закритические углы атаки и сваливание, для вывода из которого летчику не хватило высоты. Машина упала в районе ВПП-4, прямо около вышки руководителя полетов, и загорелась. При ударе самолета о грунт пилота выбросило из кабины. По заключению медиков, он скончался на месте от травм, несовместимых с жизнью. Причиной катастрофы сочли недостаток скорости для выполнения начатого летчиком маневра. Нельзя не отметить, что произошло это всего лишь через месяц после первого вылета этого опытного самолета.
    Однако, менее чем через 2 года, второй экземпляр амфибии (RA-03002) потерпел катастрофу в Германии при схожих обстоятельствах - в результате сваливания на взлете. Результаты расследования обеих катастроф сводились к тому, что самолет вел себя адекватно поведению летчика. Другими словами, летчики допускали ошибки в его пилотировании.
    Тем не менее, на сей раз последовала доработка конструкции для повышения устойчивости самолета и повышения порога сваливания с установкой на крыло предкрылка, предварительно прошедшего продувку на моделях в СибНИИА. По данным аэродинамических исследований, Су доп. удалось отодвинуть на величину до 3,5, соответственно подняв критический угол сваливания с 16° до 21°. В результате улучшились характеристики продольной и поперечной устойчивости самолета, он стал не таким строгим в управлении.
    Катастрофа с самолетом Бе-103 потрясла и глубоко омрачила его создателей, ведь последний раз трагедия с подобным исходом в Таганроге имела место в далеком 1961 году (24.11.61, Бе-12, командир экипажа летчик-испытатель П.П.Бобро).
    После панихиды на ТАНТК В.Н.Ульянов был похоронен в Таганроге на аллее Славы нового городского кладбища. У него остались жена и двое детей.

Ваши комментарии

Источники информации:

Помогали: