Музыка |
Арт-рок-группа (Николаев, Донецк).
Эффектный, мелодически
изобретательный и профессионально исполненный арт-рок
этой группы был популярен в первой половине 80-х годов и
стал одним из немногих удачных примеров
использования в отечественном рок-н-ролле
образцов серьезной поэзии.
Группа появилась на свет в Николаеве (Украина) в 1974.
Ее основатели Ким Брейтбург (клавишные, гитара, вокал), Виктор «Клим» Литвиненко (гитара)
и Анатолий Дейнега (барабаны) впервые
встретились еще в 1969 в безвестном школьном
ансамбле, который играл на вечерах
стандартный англоязычный репертуар. Два
года спустя группа естественным образом распалась в связи с
окончанием школы ее участниками. Однако в
1974 Брейтбург (к тому времени изгнанный за
пристрастие к року из музыкального училища, где он учился на
отделениях теории музыки и композиции),
Литвиненко и Дейнега, к которым присоединился новый басист Виктор «Вица»
Радиевский, нашли приют под крышей
студенческого клуба местного Кораблестроительного института. В этот
период Брейтбург уже начал сочинять сам,
хотя основу репертуара группы, получившей имя «ГАУДЕАМУС», по-прежнему
составляли кавер-версии западных хитов. В
1975 «ГАУДЕАМУС» и выступил в Лениграде с
собственной интерпретацией рок-оперы
Jesus Christ Superstar. В том же 1975 группа,
под новой вывеской «БАЙКОНУР», устроилась
на работу в Джезказганскую филармонию. В ее
рядах появился Сергей Васильченко (флейта,
клавишные, вокал). На следующий год их
занесло в Новосибирск, где филармония
переименовала их в «ГУЛЛИВЕР». В 1976 их
состав усилил еще один музыкант из
Николаева, гитарист Михаил Пирогов из группы
«ГАРМОНИЯ». Дейнега в том же году ушел, и за
барабанами сменилось несколько человек. В
1977 они вернулись в Николаев, снова стали «ГАУДЕАМУСОМ»,
хотя пару месяцев числились в местной
филармонии как «ПОЮЩИЕ ЮНГИ». Помимо того у
них то появлялась, то исчезала медная группа.
В 1978 переживавшую трудные времена группу
нашел представитель Донецкой филармонии,
предложивший музыкантам работу и
относительную творческую свободу. Тогда же
они в последний раз сменили имя, раз и
навсегда став «ДИАЛОГОМ».
В группу вернулся Дейнега, появилась секция духовых
в составе: Юрий Ларин (труба), Александр
Пирожков (саксофон) и Владимир Бесьянов (тромбон).
Они играли арт-рок и фьюжн,
собственный репертуар и официоз, в том же 1978
стали лауреатами II Всесоюзного конкурса
артистов эстрады в Запорожье, своими силами
поставили музыкальный спектакль «Слово об
Игоревом походе» (по мотивам знаменитого
памятника русской словесности), с которым
год разъезжали по стране; в 1979 к ним на
некоторое время присоединилась певица Анна
Салмина (позднее «СИНЯЯ ПТИЦА»).
В марте 1980 группа
«ДИАЛОГ» приняла участие в фестивале «Весенние
ритмы» в Тбилиси, где показала первое из
своих масштабных музыкальных полотен —
сюиту «Под одним небом» на стихи Семена
Кирсанова. Она имела успех и «ДИАЛОГ»
занял третье место, а Брейтбург был отмечен
как лучший вокалист — и вполне заслуженно.
В том же году «ДИАЛОГ» выступил в менее революционном, но по тем
временам, весьма престижном песенном
фестивале в Сочи, где опять-таки стал
лауреатом. К концу 1980 «ДИАЛОГ»
покинул Пирогов, следом исчезли все
духовики, однако тут же появились гитарист
Юрий Никифоров и певец Владимир Ларченко.
Успех в Тбилиси и олимпийская
оттепель начала 80-х годов позволили «ДИАЛОГУ»
отказаться от формального эстрадного
репертуара и целиком переключиться на
собственное творчество. В 1982 они поставили
очередной opus magnum Брейтбурга, сюиту «Я — человек» (на стихи известного литовского
поэта Юстинаса Марцинкявичуса). В музыкальном отношении она во многом
перекликалась с арт-роковыми опусами GENESIS и
YES, хотя Брейтбург, безусловно, обладал
достаточно самобытным мелодическим даром,
а исключительно эффектное и органично вошедшее в структуру концерта-спектакля
лайт-шоу до сих пор не имеет аналогов.
Концерты группы, как правило, состояли из двух отделений: в
первом слушателям предлагалась очередная
сюита, во втором — песенная программа,
демонстрирующая свой талант сочинять
короткие, мелодически выразительные номера,
в которых уживались элементы рок-н-ролла,
реггей, новой волны и других направлений. К
явным достоинствам «ДИАЛОГА»
следует отнести и их деликатное обращение с
поэзией С. Кирсанова, А. Тарковского, В.
Шефнера, Ю. Левитанского и т. д., которая в
этом песенном обличье не теряла своего
смысла и органично вписывалась в
мелодический контекст.
В 1982 Ларченко ушел и организовал
собственную группу «ПЛАНЕТЫ». Его место занял Николай Шевченко
(клавишные, вокал) из симферопольской арт-роковой
группы «ИНТЕРВЬЮ».
В 1984 появляется сюита «Раздели со мной», в 1986 «Однажды завтра» (вновь на стихи
Кирсанова). Помимо этого в середине 80-х
годов группа записала серию довольно интересных
магнитофонных альбомов — «Квадратный человек» (1983), «Просто» (1984), «Детектив»
(1986).
В декабре 1986 «ДИАЛОГ» удачно выступил на «Рок-панораме»
в Москве, а весной 1987 представлял звукозаписывающую индустрию СССР на
фестивале MIDEM в Каннах, где получил хорошую
прессу и ряд приглашений от организаторов
концертов и фестивалей. Следующие четыре
года «ДИАЛОГ» провел за границей: группа
выступила в общей сложности в двадцати трех
странах. Вместе с тем бум рок-н-ролла в самом СССР вывел на первые строки хит-парадов
новое поколение звезд, которое принесло с
собой иную шкалу ценностей. На этом фоне «ДИАЛОГ»,
в поисках успеха обращавшийся то к хэви-метал,
то к банальному, хотя и безупречно звучавшему поп-року,
оказался неактуален.
Группу покинули Васильченко, Никифоров и Шевченко,
их места заняли два музыканта из таллинского «РАДАРА»: Тоомас Ванем (гитара)
и Андрей Долгих (клавишные). Одна за другой
вышли три пластинки группы, но они прошли почти незамеченными. В той или
иной форме «ДИАЛОГ» существовал до начала 90-х годов. С 1992 года Брейтбург
занимается студийной работой, в частности, продюсирует своего
николаевского земляка Валерия Меладзе.
Андрей Бурлака
Дискография: