![]() |
Он выпил чашечку подогретой рисовой водки - сакэ, надел традиционный белый
шелковый шарфик камикадзе. Сел в кабину своего «зеро» - палубного истребителя
японских ВВС. Звеня, набрал обороты пропеллер.
Короткий разбег. Взлет. Отстрелились колеса, теперь даже если б он переменил
решение погибнуть за Японию и императора, сесть уже невозможно.
В солнечной ряби Тихого океана он заметил черточки американских кораблей.
Выбрал самый крупный авианосец и стал снижаться. Его тоже заметили. Рядом стали
вспыхивать разрывы зенитных снарядов. Сверху атаковали американские истребители.
Но он уже шел над самыми волнами, чтобы его начиненный взрывчаткой «зеро»
врезался в авианосец.
Ему не повезло. Его сбили, и, не дотянув каких-то десятков метров, «зеро»
рухнул в воду и ушел на дно.
И вот теперь можно ощупать поднятый с океанского дна этот самолет, страшные
пробоины в крыльях и фюзеляже.
В одном из цехов оренбургского ПО «Стрела» делают такие самолеты времен второй
мировой войны. Американцы достали обломки со дна океана, добавили микрофильмы
чертежей «зеро», тайно снятые разведкой США. И все это доставили в Оренбург.
У ПО «Стрела» всемирная слава предприятия, где умеют восстанавливать старые самолеты. И не
макеты, а настоящие, могущие летать. В мире множество богатых коллекционеров и авиаклубов. Тысячи людей платят большие деньги, чтобы посмотреть аэро-шоу - бои
истребителей, которые летали с полвека назад, самое меньшее.
А японских «зеро» почему-то со времен войны не осталось ни одного целого.
Понятно, как нелегко было оренбургским конструкторам, технологам и рабочим
воссоздать по обломкам и микрофильмам те три «зеро», которые уже летают на аэро-шоу.
Конечно, платят за такие самолеты очень хорошо, в валюте. И это - подспорье
«Стреле» в трудные времена.
А в одном из соседних цехов на стапеле - «Як-9», модификация грозного
истребителя времен Великой Отечественной серии «Як». На заводе есть красивое
цветное фото: два «ЯКа» в полете над США. В кабине переднего - богач-хозяин, не
только коллекционер, но и сам летчик. Даже сквозь остекление кабины видно, что
он в восторге.
Кстати сказать, в Москве, в мемориале на Поклонной горе стоит «Як-3»,
специально сделанный на «Стреле». На 9 Мая ветераны - наши и «Нормандии-Неман» - целуют его лопасти и возлагают цветы.
В других цехах - современные самолеты. Один называется неожиданно - «Медвежонок». Хотя присмотришься, точно назван: толстенький, чуть неуклюжий. Но
в своем классе деловых двухместных самолетов он непревзойден. Конечно, это для
богатых людей. Или сам сел за руль, или взял летчика - и лети без дозаправки в
Москву.
Но другой самолет, контуры которого только вырисовываются, - «для колхозного
механизатора», как выразился его конструктор. Называется этот самолетик «РП-200». РП -«Русское поле»,
«200» - это количество литров, скажем ядохимикатов,
которые самолетик может поднять для опрыскивания полей.
Конструктор пригласил на испытания через несколько месяцев. Обязательно слетаю, если возьмет.
Чудо-печка
в цехах «Стрелы» кажется совсем неожиданной, хотя тут делают и еще более неожиданные стеклопластиковые окна и вощину. По телекадрам из
Чечни и Ингушетии, там, где раздают беженцам еду, видно, что полевые кухни у нас
остались почти такие, какие были в Отечественную.
А на Западе прогресс затронул и такое консервативное дело, как приготовление
пищи на колесах в полевых условиях. Такая кухня маневренна, удобна,
производительна, продумана до мелочей, вплоть до откидывающихся длинных столиков
из нержавейки. Тент на «Стреле» сделали свой, веселой окраски и легкий.
Единственное западное ноу-хау - котлы в четырех секциях кухни. Конструкция и
технология котлов такая, что пища остается горячей в течение нескольких часов.
Хорошо бы, конечно, если б не было у нас лагерей беженцев и всякого рода ЧП:
землетрясений, взрывов, пожаров, наводнений, когда надо кормить несчастных
людей. Но армия будет еще долго-долго, и лучшей для нее полевой кухни, чем
оренбургская, не найти.
Камовский вертолет
выбрали, когда надо было опустить датчик в трубу Чернобыльской АЭС. Он
маневренный, с двумя двигателями, и никакой другой с такой задачей не справился
бы. Откажет один двигатель - все равно вертолет не упадет. Таким разрешают летать над городами.
К сожалению, сейчас в цехах «Стрелы» ни одного готового «Ка-226», новейшего
из камовского семейства, не было. Лишь отдельные детали и узлы хвоста, кабины,
которые по мере готовности подадут на стапель для окончательной сборки.
Первые два «Ка-226» сейчас на испытаниях. Надо получить сертификат. Но заказы
на оренбургскую машину уже идут. На 5 штук уже есть контракт с МЧС. И есть
предварительное соглашение на 22 штуки для «Газпрома». Приглядывался к нашим
вертолетам и мэр Москвы Ю. Лужков, может, и он закажет.
«Удачи тебе, «Дань»!
Хорошо взлетай, летай, плавно садись, надежда ты наша будущая! ». Такую
проникновенную надпись кто-то сочинил и нанес на корпус самолета-мишени № 1.
Если о другой технике, выпускаемой «Стрелой»: о стиральных машинах, которые сейчас
собирают пока десятками и вручную, а если б они пошли на конвейер, то можно было
бы делать до 150 тысяч штук в год, о сеялках, теплообменниках, шаровых антеннах
- обо всем этом наша газета многое рассказывала, то осмотреть и сфотографировать
«Дань» мы получили право впервые.
Так и не знаю, зачем придумано такое название - «Дань»? «Медвежонок» и то понятнее. Но не в
названии дело.
Нашей противовоздушной обороне надо тренироваться, стрелять по мишеням в
небе. Помню, солдатом сидел на еще довоенной 37-миллиметровой зенитке левым
наводчиком по вертикали. Появлялся самолетик, тащивший на тросе «колбасу»
- что-то вроде огромного полосатого сачка. И батарея лупила по этой «колбасе».
Но в век нынешних скоростей понадобилась реактивная маневренная беспилотная
мишень. Ее много лет делала «Стрела». Понятно, мишень была одноразовой.
(Если зенитчики в нее попадали, конечно).
А новая «Дань» выдерживает десятикратное использование.
Дело в том, что теперь стреляют по ней не ракетами, а как бы из фоторужья. Под
обтекателем на носу самолета-мишени - приборный блок. Он командует скоростью
самолета, высотой, маневром. И отзывается на лазерное попадание
ракетчиков-зенитчиков.
Возвращаясь к месту посадки, «Дань» выпускает сначала тормозной парашют, а
потом и основной, на котором плавно садится. А перевозят ее вот в таких
«ангарах» на базе «КамАЗа», со сложенными крыльями.
Все самолеты-мишени, что на снимке, скоро увезут в воинские части. Есть заказ
Министерства обороны на новую серию «Даней».
Остается только поблагодарить руководство «Стрелы», позволившее нам побывать там, где не
ступала нога журналиста.
В.САВЕЛЬЗОН
Оренбуржье (Оренбург). 28.12.2000