Марк Галлай. «Я думал: это давно забыто»
Об исправлении ошибок
В первую военную зиму 1941-1942 годов наш полк пикирующих
бомбардировщиков, входивший в состав военно-воздушных сил
Калининского фронта, хотя и нес потери, но все же "держался на плаву",
не сгорал, как иные, менее опытные части, в огне войны за считанные
дни.
Один только что сформированный полк прибыл на наш аэродром и
включился в боевую работу. Давалась она ему, естественно, поначалу
нелегко, но не зря говорится, что опыт - дело наживное, хотя и не
бесплатное. Пришли успехи и к нашим соседям.
Однажды командование ВВС фронта (во главе его к тому времени
стоял наш коллега, известный летчик-испытатель Громов) дало задание
обоим полкам нанести совместный удар по укрепленному узлу
противника в районе Ржева. Сначала взлетели и сразу же растворились
в густой морозной дымке три пары пикировщиков братского полка.
Предполагалось, что, выйдя поверх дымки, они составят единый строй.
Вслед за ними компактно взлетела и шестерка нашего полка.
Дымка оказалась, вопреки ожиданиям, гораздо более плотной и,
главное, более распространенной по высоте, чем предсказывали
синоптики. Приходилось держаться - крылом к крылу - в тесном строю,
чтобы не потерять друг друга из виду.
Ближе к линии фронта дымка стала редеть и над территорией, занятой
противником, почти растворилась. Видимость резко улучшилась.
И тут впереди и несколько выше нашего строя обнаружился явно
отбившийся от строя одинокий пикировщик, ходивший беспорядочными
переменными курсами. Увидев нашу шестерку, он принял правильное
решение: приблизился и пристроился к ней. Так, семеркой, мы и
продолжили движение. На цель заходили не сразу, а пройдя в стороне
и лишь потом развернувшись на нее так, чтобы заход получился с запада,
со стороны тылов противника: это обеспечивало больший элемент
неожиданности атаки, да и отход от цели облегчало.
На развороте увидели впереди себя самолеты братского полка, их,
как и следовало ожидать, было пять: одного не хватало. Разделяло нас
расстояние в несколько километров. Увидел своих товарищей и наш
приблудившийся "седьмой". Увидел - и, судя по всему, решил незамедлительно исправить свою ошибку. Он "дал моторам полный газ" - это было
видно по выхлопам из патрубков - и пустился, срезая кривую разворота,
на соединение со своими.
Примерно на середине этого маневра его атаковала пара "мессершмиттов", до того не рисковавшая сближаться ни с одной из обеих
летевших плотным строем групп наших самолетов: совместный огонь
стрелков каждой из них к этому не располагал. Но оторвавшийся от
строя бомбардировщик представлял собой цель весьма заманчивую.
Один за другим сделали заход по нему немецкие истребители
- и сбили.
Сбили на глазах экипажей всех одиннадцати наших самолетов,
бессильных чем-то помочь попавшему в беду товарищу.
Неправда, что на войне к потерям так привыкают, что каждая
очередная воспринимается без особых эмоций. Переживали мы все - оба
наших полка - эту потерю: очень уж обидной она была.
Но позднее я задумался. Как надо относиться к своим ошибкам? Как
реагировать, осознав их? Видимо, исправлять? Как можно скорее?.. Но
случаи, подобные рассказанному, учат другому: не всегда надо бросаться
исправлять ошибку, как только обнаружишь ее. Сначала подумать.
Помнить, что иногда лекарство бывает опаснее самой болезни... Да, в
авиации, обнаружив ошибку, надо исправлять ее с умом.
Впрочем, почему только в авиации? Может быть, такой подход не
противопоказан и в других сферах человеческой деятельности?
Например, в государственной политике. А может быть, особенно в ней?