Марк Галлай. «Я думал: это давно забыто»
Как я был взяткодателем
Взяток я никогда не брал (правда, никто мне их и не предлагал — не
такие я занимал должности, чтобы был смысл предлагать мне взятки).
Но насчет того, чтобы самому давать их,-грешен. Был такой случай.
Причем давал не только сам, но в сговоре со своим механиком. Кажется,
это по закону усугубляет меру уголовной ответственности. Единственное,
на что я могу сегодня надеяться, это на давность совершенного
правонарушения.
Дело было вскоре после войны. Мне поручили принять на Таш-
кентском авиазаводе самолет и перегнать его как можно скорее в Москву.
- Ну, особенно скоро не получится, - сказали умудренные опытом
военных перегонов коллеги. - Машина тихоходная, а главное, насидишься
на промежуточных аэродромах: бензин всюду в дефиците, да и
заправщиков не хватает.
Действительно, машине, которую мне предстояло перегонять от
Ташкента до Москвы, требовались, по крайней мере, две, а то и три
посадки.
Однако мой механик Саша Демичев (в будущем сам ставший
летчиком) сделал ответственное заявление:
- Перегоним за один день. Будь спок.
И я, доверившись ему, рискнул заключить на сей счет с коллегами
несколько пари.
В Ташкент нас забросили на попутном рейсовом самолете. Два дня
ушло на оформление документации, приемку Демичевым самолета,
короткий пробный полет в районе заводского аэродрома.
И вот ранним утром мы двинулись в путь.
Погода была хорошая, моторы работали ровно, машина спокойно
шла на автопилоте. В общем, все шло тихо и мирно - до первой посадки.
Приземлившись, мы обнаружили на аэродромной стоянке длинный
ряд самолетов, ожидающих заправки и один-единственный автозаправщик,
шланг которого, заканчивающийся пистолетом, был вставлен в
заправочную горловину баков очередного счастливчика.
— Что ж, Саша, — сказал я. — Иди, займи очередь.
Но Саша не торопился выполнять мое распоряжение. Он достал из
своего имущества небольшую - примерно литровую - фляжку и наполнил
ее спиртом из неизвестно откуда взявшейся у него канистры.
С этой фляжкой он отправился на переговоры с заправщиком.
Переговоры эти увенчались потрясающим успехом. Едва завершив
операцию по уже начатой заправке очередной машины, заправщик под
аккомпанемент негодующих воплей обманутых в своих ожиданиях
очередников направился прямо к нам — и через двадцать минут мы были
готовы отправляться дальше в путь.
В точности то же самое произошло и на втором, и на третьем
промежуточном аэродроме.
Солнце склонялось к закату, когда мы подошли к своей базе, лихо
отметились в развороте над ангарами и сели, закончив перегон в течение
одного дня.
Пари были выиграны.
Но это был единственный случай в моей жизни, когда я куда бы то
ни было влез без очереди. Даже если имел на то формальное право. Очень
уж запомнилось мне праведное возмущение механиков, которых мы
тогда столь нахально обошли с заправкой. Так что, если я и взяткодатель, то, прошу учесть, раскаявшийся.
Но что я тогда впервые понял, так это преимущество свободно
конвертируемой валюты (в данном случае - спирта).