Содержание

Д.В.Верещиков, С.Н.Салтыков

Самолет Ил-76
Аэродинамика и динамика полета

Глава 3
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ САМОЛЕТОМ

3.5. Управление элеронами и спойлерами

Для поперечного управления самолетом используются элероны и спойлеры, которыми управляют с помощью штурвалов (рис. 3.4). Проводка управления спойлерами проложена по правому борту, а элеронами - по левому. Обе проводки соединяются с помощью механизма расцепления. В случае разрушения или заклинивания агрегатов в одной из проводок поперечного управления необходимо разъединить проводки. При этом поперечное управление самолетом осуществляется или элеронами с помощью левого штурвала, или спойлерами с помощью правого штурвала.

Схема, управления элеронами Ил-76

Рис. 3-4. Схема, управления элеронами: 1 - загрузочное устройство; 2 - механизм расцепления проводок; 3 - проводка управления спойлерами; 4 - ограничитель углов отклонения спойлеров; 5 - сдвоенная рулевая машина САУ-1-2Т; 6 - демпфер крена; 7 - АРМ; 8 - смесительный механизм; 9 -проводка управления секциями спойлеров; 10 - сервокомпенсатор; 11 - механизм триммера элеронов

В проводке управления элеронами установлена АРМ, состоящая из необратимого бустера и демпфера крена. АРМ в канале элеронов и АРМ в канале руля направления аналогичны по устройству, но АРМ в канале элеронов не имеет пироустройства для отсоединения от основной проводки. Демпфер крена конструктивно не отличается от демпфера рыскания, установленного в канале руля направления.

При соединенных проводках отклонение элеронов и спойлеров в элеронном режиме может осуществлять САУ с помощью рулевой машины, установленной в проводке элеронов. Проводка управления связана с элеронами через пружинные сервокомпенсаторы, назначение которых такое же, что и в канале руля направления. На элеронах установлены триммеры, которыми управляют с помощью электромеханизмов в безбустерном режиме. К проводке управления спойлерами в элеронном режиме подключено загрузочное устройство, аналогичное устройству в канале руля высоты, но без коррекции по скоростному напору.

При отсутствии давления в бустере элеронов загрузочное устройство автоматически отключается. В случае разъединения проводок управления элеронами и спойлерами загрузочное устройство остается включенным в проводке управления спойлерами, а бустер элеронов автоматически отключается. Если перед разъединением проводок в бустере элеронов не было давления и, следовательно, загрузочное устройство было отключено, то после разъединения проводок загрузочное устройство автоматически включается в проводку управления спойлерами. Предусмотрено аварийное отключение загрузочного устройства выключателем.

В системе управления элеронами имеется ступенчатый догружатель усилий на штурвале, используемый в полете с убранными закрылками. При повороте штурвала на угол ±45° (1/2 хода) нагрузка на штурвале скачком возрастает примерно на 100 Н, что сигнализирует пилоту о том, что дальнейшее отклонение элеронов из условия их нагружения нежелательно. При необходимости элероны могут быть отклонены и на полные углы, но с преодолением дополнительной нагрузки. В этом случае при полном повороте штурвала нагрузка составляет около 300 Н. Ограничитель включается в работу автоматически после уборки закрылков, а выключается при их выпуске или при разъединении проводок управления элеронами и спойлерами.

Управление перемещением спойлеров следящее, осуществляется четырьмя необратимыми бустерами, расположенными в задней части крыла (рис. 3.5). Каждый бустер приводит в действие одну пару секций. Спойлеры начинают отклоняться после поворота штурвала на 3°-5° от нейтрального положения.

Схема управления спойлерами Ил-76

Рис. 3.5. Схема управления спойлерами: I - штурвал; 2 - ручка тормозного режима; 3 - смесительный механизм; 4 - пружинные тяги; 5 - распределительные механизмы; 6 - связь между секциями спойлеров; 7 - внешние секции спойлеров; 8 - внутренние секции спойлеров

Для приведения в действие бустеров спойлеров имеется смесительный механизм, расположенный за центропланом и связанный жесткой проводкой с распределительными механизмами. Распределительные механизмы внешних секций спойлеров получают питание от гидросистемы № 1, внутренних секций - от гидросистемы № 2. При отсутствии давления в одной из гидросистем управление спойлерами сохраняется, но становится менее эффективным. В этом случае убранные спойлеры удерживаются гидрозамками. Под действием аэродинамической нагрузки выпущенные спойлеры могут давать просадку. Отказ одного из распределительных механизмов не ведет к выходу из строя всей системы бустерного управления спойлерами, так как в системе имеются развязывающие пружинные тяги.

На самолете Ил-76 спойлеры используются также и в тормозном режиме, при этом они выпускаются на земле и в воздухе одновременно на левой и правой консолях крыла на угол 20°. Спойлеры в тормозном режиме управляются с помощью ручки «Спойлеры» на центральном пульте.

<< Управление рулем направления Управление рулем направления >>