Содержание

Д.В.Верещиков, С.Н.Салтыков

Самолет Ил-76
Аэродинамика и динамика полета

Глава 6
БОКОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ И УПРАВЛЯЕМОСТЬ

6.1. Путевая статическая устойчивость и управляемость.

    Путевая статическая устойчивость определяется появлением отрицательного по знаку аэродинамического момента рыскания при возникновении положительного угла скольжения. При этом знак производной определяет наличие путевой устойчивости, а абсолютное значение этой производной - степень путевой статической устойчивости. На рис. 4.15 и 4.18 представлены зависимости производной mbу от числа М и угла атаки. Видно, что производная имеет отрицательный знак, что свидетельствует о наличии путевой статической устойчивости самолета. Основной вклад в обеспечение путевой статической устойчивости вносит вертикальное оперение.
    На практике о наличии путевой статической устойчивости судят по характеру изменения балансировочных углов отклонения руля направления и усилий на педалях в зависимости от угла скольжения или крена при выполнении прямолинейного полета с установившимися значениями углов крена и скольжения. У самолета, обладающего путевой статической устойчивостью при положительном, например, скольжении и крене на правое полукрыло руль направления должен быть отклонен влево. Именно такой характер изменения балансировочных характеристик имеет самолет Ил-76 (рис. 6.1).
    Величины перемещения педалей , усилий на них и угла отклонения руля направления, необходимые для выполнения прямолинейного полета с креном и скольжением характеризуют и путевую статическую управляемость, которая для самолета Ил-76 удовлетворяет предъявляемым нормам.

Таблица 6.2

Показатели управляемости Режим полета
Взлет Посадка Крейсерский полет
   -30 -32 -25
  -10 -11 -7
  -110 -120 -65
  -4.5 -7 -1
  -0.007 -0.00074 -0.00038
  -900 -900 -800
  18 19 19

<< Динамические свойства самолета в продольном движении. Поперечная статическая устойчивость и управляемость >>