Содержание |
Глава 6
БОКОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ И УПРАВЛЯЕМОСТЬ
6.1. Путевая статическая устойчивость и управляемость.
Путевая статическая устойчивость определяется появлением
отрицательного по знаку аэродинамического момента рыскания при возникновении
положительного угла скольжения. При этом знак производной определяет наличие
путевой устойчивости, а абсолютное значение этой производной - степень путевой
статической устойчивости. На рис. 4.15 и 4.18 представлены зависимости
производной mbу от числа М и угла атаки. Видно, что производная имеет отрицательный
знак, что свидетельствует о наличии путевой статической устойчивости самолета.
Основной вклад в обеспечение путевой статической устойчивости вносит
вертикальное оперение.
На практике о наличии путевой статической устойчивости судят
по характеру изменения балансировочных углов отклонения руля направления и
усилий на педалях в зависимости от угла скольжения или крена при выполнении
прямолинейного полета с установившимися значениями углов крена и скольжения. У
самолета, обладающего путевой статической устойчивостью при положительном,
например, скольжении и крене на правое полукрыло руль направления должен быть
отклонен влево. Именно такой характер изменения балансировочных характеристик
имеет самолет Ил-76 (рис. 6.1).
Величины перемещения педалей , усилий на них и угла
отклонения руля направления, необходимые для выполнения прямолинейного полета с
креном и скольжением характеризуют и путевую статическую управляемость, которая
для самолета Ил-76 удовлетворяет предъявляемым нормам.
Таблица 6.2
Показатели управляемости | Режим полета | ||
---|---|---|---|
Взлет | Посадка | Крейсерский полет | |
-30 | -32 | -25 | |
-10 | -11 | -7 | |
-110 | -120 | -65 | |
-4.5 | -7 | -1 | |
-0.007 | -0.00074 | -0.00038 | |
-900 | -900 | -800 | |
18 | 19 | 19 |
<< Динамические свойства самолета в продольном движении. | Поперечная статическая устойчивость и управляемость >> |