Содержание |
Глава 6
БОКОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ И УПРАВЛЯЕМОСТЬ
6.2. Поперечная статическая устойчивость и управляемость.
Поперечная статическая устойчивость характеризует
способность самолета самостоятельно, без вмешательства летчика и автоматических
систем, устранять возникший угол крена путем реакции на появляющийся угол
скольжения. Анализ зависимости производной от угла атаки и числа М позволяет
судить о том, что самолет Ил-76 является поперечно устойчивым в эксплуатационном
диапазоне изменения углов атаки и чисел М полета. Основной вклад в обеспечение
поперечной устойчивости вносит верхнее расположение крыла. В связи с тем, что
высокопланная компоновка обладает излишней поперечной устойчивостью крыло
самолета имеет отрицательное V крыла.
О поперечной устойчивости можно судить так же по наклону
балансировочных кривых – зависимостей отклонения органов поперечного управления
и усилий, возникающих при этом, для выполнения прямолинейного полета с креном и
скольжением (рис. 6.1). У поперечно устойчивого самолета при положительном,
например, скольжении и крене на правое полукрыло правый элерон должен быть
отклонен вверх.
Общими показателями поперечной статической управляемости
являются балансировочные кривые отклонения органов поперечной управляемости в
зависимости от скорости вращения по крену и угла крена при выполнении
координированных скольжений.
В связи с тем, что поперечное управление самолетом Ил-76
осуществляется совместным отклонением элеронов и спойлеров и существует
возможность разделения проводок управления, то были оценены характеристики
управляемости при раздельном управлении. Проведенные летные испытания
свидетельствуют о том, что показатели поперечной управляемости и в этих случаях
находятся на уровне требуемых норм. В таблице 6.2 представлены характеристики
поперечной статической управляемости при различных условиях полета.
<< Динамические свойства самолета в продольном движении. | Устойчивость по скорости >> |