Содержание

Д.В.Верещиков, С.Н.Салтыков

Самолет Ил-76
Скороподъемность самолета

Глава 7
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТА

7.4. Ограничение минимальной скорости.

    Величина минимальной скорости полета определяется несущими свойствами крыла, то есть максимально допустимым коэффициентом подъемной силы. При неизменном значении cyдоп минимальная индикаторная скорость не зависит от высоты полета и определяется только лишь массой самолета. Например, для cyдоп = 1,1 и массы самолета 160 т минимально допустимая индикаторная скорость Vi равна 320 км/ч. Поскольку истинная скорость определяется как V = Vi / ÖD, то при неизменной индикаторной скорости она будет возрастать с увеличением высоты полета. Например, при полете на высоте Н=0 минимально допустимая истинная скорость равна минимально допустимой индикаторной, то есть 320 км/ч, а при полете на высоте 10000 м минимально допустимая истинная скорость будет равна V = 320 / Ö1,225/0,4135 км/ч.
    Приборная скорость, то есть та, которую летчик контролирует по комбинированному указателю скорости КУС-730/1100, отличается от индикаторной, которая измеряется идеальным анероидно-мембранным прибором на величину аэродинамической поправки dVa и поправки на сжимаемость dVсж:

Vпр = Vi - dVa - dVсж.

Зависимость аэродинамической поправки от приборной скорости при закрытых дверях представлена на рис. 7.7. Из рисунка видно, что аэродинамическая поправка для Ил-76 изменяется в пределах ±10 км/ч. Причем изменяется не только по величине, но и в качественном отношении. На малых приборных скоростях эта поправка отрицательна, а на больших скоростях – положительна. Такое изменение величины аэродинамической поправки объясняется индивидуальными особенностями измерительной системы, конструкцией и размещением на самолете приемников воздушного давления. Изменение высоты полета практически не влияет на величину аэродинамической поправки. Поправка на сжимаемость не зависит от измерительной системы и приводится в справочниках. Она отрицательна по знаку и зависит от высоты и скорости полета. Так, для скорости 500 км/ч при изменении высоты от 0 до 10000 м, поправка на сжимаемость изменяется от 0 до 25 км/ч.
    Минимально допустимые приборные скорости, соответствующие им углы атаки и коэффициенты подъемной силы должны удовлетворять следующим требованиям норм летной годности:
    - не должно возникать самопроизвольных колебаний самолета, которые нельзя немедленно парировать рулями;
    - должна быть обеспечена приемлемая управляемость самолетом по крену, тангажу и рысканию;
    - должен быть обеспечен запас по углу атаки (от угла атаки сваливания) не менее 3º;
    - не должно быть тряски, затрудняющей пилотирование и угрожающей прочности конструкции;
    - не должно возникать нарушений работы силовой установки и систем, которые требовали бы немедленного вмешательства в управление с целью уменьшения углов атаки;
    - должна быть обеспечена естественная, либо искусственная сигнализация пилоту о выходе самолета за пределы допустимых углов атаки;
    - производная линейного перемещения штурвальной колонки по коэффициенту подъемной силы самолета XCyв должна быть отрицательной, то есть при отклонении штурвала “на себя” коэффициент подъемной силы должен увеличиваться и наоборот.
    Для предупреждения пилота о выходе за пределы допустимых углов атаки на самолете применен автомат углов атаки и перегрузок с сигнализацией АУСП-18КР. Значения скоростей сваливания, срабатывания АУАСП-18КР и минимально допустимых скоростей при различных значениях веса самолета с убранной механизацией крыла приведены в таблице 3.1. и на рис. 7.8.

Таблица 3.2.

Значения скоростей для различных масс самолета Ил-76, км/ч
m, т 90 100 110 120 130 140 150 160 170
Vi св 210 222 232 242 252 262 272 280 290
1.13Vпр св (срабатывание АУАСП) 236 250 262 274 285 296 306 315 324
1.25Vпр св (минимально допустимая скорость) 264 278 291 304 317 329 340 350 360

<< Ограничение углов атаки Ограничение максимальной скорости >>