Содержание

Д.В.Верещиков, С.Н.Салтыков

Самолет Ил-76
Аэродинамика и динамика полета

Глава 8
ВЗЛЕТНО-ПОСАДОЧНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

8.2. Взлет самолета

    Взлет выполняется на взлетном режиме работы силовой установки. При массе самолета менее 160000 кг разрешается выполнять взлет на номинальном режиме.
    Командир корабля командой “Режим взлетный” сообщает экипажу о начале выполнения взлета. На заторможенном самолете борт-инженер плавно и синхронно выводит на взлетный режим сначала внешние двигатели, а затем внутренние. В том случае, если ВПП увлажнена или имеет заснеженную поверхность, то самолет не удерживается на ВПП при работе силовой установки на режиме более 80%. В этом случае двигатели выводятся на взлетный режим в процессе разбега.
    После успешного контроля работоспособности силовой установки и систем самолета командир дает команду “Экипаж взлетаем” и плавно отпускает тормоза, обеспечивая прямолинейность движения. Для обеспечения лучшей управляемости самолета при разбеге поворотом передней стойки шасси штурвал при разбеге отклоняется “от себя”. Разбег осуществляется на угле атаки 3º. При этом, в зависимости от угла отклонения механизации крыла, коэффициент подъемной силы принимает значение 0.9 или 1.7 (рис. 5.3).
    При данных значениях угла атаки и коэффициента подъемной силы осуществляется разбег до момента достижения скорости отрыва передней стойки шасси VR. Направление, при этом, удерживается педалями путем поворота передней стойки и руля направления. Штурман в процессе разбега докладывает величину приборной скорости, выделяя скорость принятия решения V1 “Рубеж”, скорость VR “Подъем” и безопасную скорость взлета V2=1.2VСВ (VСВ – скорость сваливания в полетной конфигурации)
    После достижения VR выключается управление поворотом передней стойки, плавным и непрерывным перемещением штурвала “на себя” самолет выводится на взлетный угол атаки 9..10º и производится отрыв на скорости, на 10..15 км/ч большей VR. Коэффициент подъемной силы при отрыве самолета , в зависимости от угла отклонения органов механизации крыла, принимает значения 1.5..1.58 и 2.15..2.3. Скорость подъема передней стойки шасси должна удовлетворять следующим условиям:


Рис. 5.3. Аэродинамические характеристики самолета при взлете

    - она должна на 5% превышать минимальную эволютивную скорость разбега VМЭР, при которой обеспечивается балансировка аэродинамическими органами управления при наличии бокового ветра в 5 м/с путевой момент, образованный отказавшим крайним двигателем;
    - она должна превышать на 5% минимальную эволютивную скорость взлета VМЭВ, которая определяется как скорость полета с отказавшим крайним двигателем и креном не более 5º для обеспечения прямолинейности траектории;
    - она должна превышать на 5% скорость сваливания Vсв в во взлетной конфигурации.
    После отрыва осуществляется разгон с набором высоты. На высоте Н=10.7 м скорость должна быть не менее V2=1.2Vсв. Кроме того, она должна на 10% превышать скорость VМЭВ. На высоте не менее 5 м выполняется уборка шасси.
    При дальнейшем наборе высоты необходимо поддерживать скорость не менее V2+20 км/ч по прибору. При достижении высоты не менее 120 м и скорости V2+50 км/ч выполняется уборка механизации. По окончании уборки механизации скорость не должна быть меньше V4=1.25Vсв. Кроме того, необходимо контролировать максимальные значения скоростей при взлете с целью недопущения выхода за ограничения по прочности. В процессе уборки механизации продольные усилия на штурвале необходимо балансировать перестановкой стабилизатора, а нагрузки на штурвале в поперечном канале и педалях в путевом снимать механизмами триммерного эффекта.
    После уборки механизации на высоте круга и приборной скорости 370..400 км/ч двигатели плавно и синхронно переводятся на номинальный режим. Первоначально внутренние, а затем, убедившись в отсутствии разворота, внешние. Одновременное уменьшение тяги всех четырех двигателей опасно, так как при отказе одного из них сложно определить, какой именно отказал.
    Рекомендуемые приборные скорости при взлете для различных углов отклонения механизации в зависимости от массы самолета представлены в таблицах 5.1 и 5.2.

    Рекомендуемые скорости при взлете (dз=30°, dпр=14°).  Таблица 5.1.

Масса самолета, т 90 100 110 120 130 140 150  160 170
VR, км/ч 210 220 230 235 245 250 260
V2, км/ч 230 240 250 260 265 275 285
Скорость начала уборки закрылков, км/ч 290 320 340
Скорость начала уборки предкрылков, км/ч 350 370
V4, км/ч 265 280 290 305 315 330 340 350 360

    Рекомендуемые скорости при взлете (dз=43°, dпр=25°). Таблица 5.2

Масса самолета, т 120 130 140 152
VR, км/ч 205 205 210 210
V2, км/ч 215 220 225 230
Максимальная скорость с выпущ.мех. 265 280 280 280
V4, км/ч 305 315 330 340

<< Общие сведения и ограничения при взлете и посадке Посадка самолета >>