Содержание

Д.В.Верещиков, С.Н.Салтыков

Самолет Ил-76
Аэродинамика и динамика полета

Глава 6
БОКОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ И УПРАВЛЯЕМОСТЬ

6.2. Поперечная статическая устойчивость и управляемость.

    Поперечная статическая устойчивость характеризует способность самолета самостоятельно, без вмешательства летчика и автоматических систем, устранять возникший угол крена путем реакции на появляющийся угол скольжения. Анализ зависимости производной от угла атаки и числа М позволяет судить о том, что самолет Ил-76 является поперечно устойчивым в эксплуатационном диапазоне изменения углов атаки и чисел М полета. Основной вклад в обеспечение поперечной устойчивости вносит верхнее расположение крыла. В связи с тем, что высокопланная компоновка обладает излишней поперечной устойчивостью крыло самолета имеет отрицательное V крыла.
    О поперечной устойчивости можно судить так же по наклону балансировочных кривых – зависимостей отклонения органов поперечного управления и усилий, возникающих при этом, для выполнения прямолинейного полета с креном и скольжением (рис. 6.1). У поперечно устойчивого самолета при положительном, например, скольжении и крене на правое полукрыло правый элерон должен быть отклонен вверх.
    Общими показателями поперечной статической управляемости являются балансировочные кривые отклонения органов поперечной управляемости в зависимости от скорости вращения по крену и угла крена при выполнении координированных скольжений.
    В связи с тем, что поперечное управление самолетом Ил-76 осуществляется совместным отклонением элеронов и спойлеров и существует возможность разделения проводок управления, то были оценены характеристики управляемости при раздельном управлении. Проведенные летные испытания свидетельствуют о том, что показатели поперечной управляемости и в этих случаях находятся на уровне требуемых норм. В таблице 6.2 представлены характеристики поперечной статической управляемости при различных условиях полета.

<< Динамические свойства самолета в продольном движении. Устойчивость по скорости >>