Испытатели

Салют учителю

   6 февраля в возрасте 66 лет умер Борис Иванович Веремей - замечательный летчик-испытатель, Герой Советского Союза. Свое имя в историю мировой авиации он вписал 20 лет назад. 18 декабря 1981-го пилот поднимает в небо и тем самым дает путевку в жизнь самому грозному авиационному комплексу современности - стратегическому ракетоносцу-бомбардировщику Ту-160. "Белому лебедю", как называют самолет в знак совершенства и изящества форм российские летчики, "Русскому авиационному чуду", "Оружию нации", "Мечу с двенадцатью клинками" (по числу крылатых ракет большой дальности, которые он способен взять на борт), "Черному Джеку"...
   Сын фронтовика-танкиста Героя Советского Союза Ивана Николаевича Веремея, он породнился с небом в Московском аэроклубе. Затем учеба в Армавирском авиационном училище летчиков, служба в частях противовоздушной обороны. В 1962-м капитан запаса Борис Веремей оканчивает школу летчиков-испытателей. И почти 40 лет занимается испытаниями и доводкой образцов авиационной техники марки "Ту", работая сначала на Казанском авиационном производственном объединении имени С.П.Горбунова, а с 1965 года - в ОКБ имени А.Н.Туполева.
   Он освоил и провел испытания практически всех типов самолетов - военных и гражданских, начиная с Ту-16. И все же главным его подвигом был вывод в небо ракетоносца Ту-160. "Для меня "Белый лебедь" - родная машина, - говорил на встрече с журналистами "Красной звезды" Борис Веремей. - На ней я совершил более 600 полетов, налетал свыше 2.000 часов. В 1984-м, когда она испытывалась, мне за освоение новой боевой техники было присвоено звание Героя Советского Союза..."
   - Ас своего дела, знающий, вдумчивый и требовательный инженер, Борис Иванович участвовал в создании новых самолетов, помогая конструкторам решать сложнейшие проблемы еще на ранних этапах разработок, изучая досконально конструкцию и характер испытываемых машин задолго до первого полета, - говорит главный конструктор ОКБ "Туполев" Валентин Близнюк. - Он выходил победителем из, казалось бы, безнадежных ситуаций, не раз возникавших в воздухе.
   В редакцию позвонил командующий 37-й воздушной армией Верховного Главного Командования (стратегического назначения) генерал-лейтенант Михаил Опарин. "Мы безгранично благодарны этому Летчику с большой буквы, - сказал он. - Борис Иванович - наш учитель. Он ушел из жизни, но оставил учеников - среди летчиков-испытателей и, что особенно важно для нас, среди боевых летчиков дальней авиации. Летом 1999-го в Казани было завершено строительство еще одного ракетоносца, к слову, самого совершенного по технологическому исполнению из всех выпущенных, так его испытывал наш Борис Веремей - в 65 лет. И сделал эту работу мастерски. Он остается членом нашего летного экипажа".
   Нет, небо не осталось без Бориса Веремея. В заоблачные дали уходят самые мощные в мире ракетоносцы, которые он поставил на крыло. Российские молодые летчики салютуют своему учителю.

Анатолий ДОКУЧАЕВ, "Красная звезда" (Москва). 09.02.2002