Испытатели

«Авария Су-30МК в Ле-Бурже»

    В субботу 12 июня, в день открытия 43-го Парижского авиационно-космического салона (Paris Air Show'99) в зоне показательных полетов аэропорта Ле-Бурже произошла авария. В 15.28, во время полета при выполнении комплекса фигур высшего пилотажа, многоцелевой истребитель Су-30МК управляемым вектором тяги, пилотируемый Вячеславом Юрьевичем Аверьяновым (летчик-испытатель КБ Сухого) и Владимиром Георгиевичем Шендриком (навигатор), задел хвостовой частью землю. Несмотря на пожар, начавшийся в хвостовой части, самолет продолжал управляемый полет, поднявшись на высоту, обеспечивающую безопасное катапультирование.В.Ю.Аверьянов и В.Г.Шендрик
    Многочисленные очевидцы свидетельствуют, что при выполнении третьего витка фигуры "плоский штопор", самолет начал пикировать. Путем интенсивного маневрирования с использованием отклоняемых сопел, экипаж предпринял попытку выровнять машину и прекратить снижение. Это практически удалось, но в тот момент, когда Су-30МК переходил из пикирования в горизонтальный полет, его хвостовая часть все-таки задела землю.
    После этого машина не рассыпалась, не взорвалась, а продолжала подниматься, несмотря на то, что в одном из двигателей начался пожар - разорвались трубопроводы, по которым в гидросистему отклонения вектора тяги подавалась рабочая жидкость (топливо). Используя второй двигатель, который также начинал гореть, самолет продолжал медленно набирать высоту до 50-60 м, где сработали катапультные кресла. После этого Су-30МК стал заваливаться на бок и упал на землю. Подъехавшие пожарные машины смогли быстро справиться с огнем, залив обломки самолета пеной.
    Несмотря на то, что публика, наблюдавшая полет, видела процесс катапультирования, никто не мог точно утверждать, что парашюты успели наполниться.
    Примерно через полчаса после инцидента перед журналистами выступил генеральный комиссар салона Эдмон Мэршеге (Edmond Marchegay), который сообщил следующее: "Пока рано говорить о причинах аварии. Пилотирование выполнялось в пределах установленной зоны, минимальная высота которой составляет 500 футов (150 м) при эволюциях вблизи земли, и 1000 футов (300 м) при выполнении элементов высшего пилотажа и воздушной акробатики.
    Состояние обоих пилотов хорошее. С первого взгляда с ними все благополучно - после приземления они самостоятельно шли по взлетной полосе. Сейчас они доставлены в госпиталь для медицинской проверки, которая требуется при любой аварии, а тем более, при столь серьезной.
    Подводя итоги, необходимо отметить две наиболее важные вещи:
    - полеты, выполняемые в рамках салона Ле-Бурже, безопасны для публики, даже, несмотря на инцидент, произошедший сегодня;
    - катапультные кресла российских самолетов - лучшие в мире. Как мы сегодня смогли убедиться, эти кресла способны спасать экипаж при любых условиях..."
    Через сутки, когда летчиков освободили из-под чуткой опеки врачей, в шале КБ Сухого для журналистов была устроена пресс-конференция с участием Генерального директора ОКБ Сухого М.А.Погосяна, Генерального конструктора М.П.Симонова, летчиков В.Ю.Аверьянова и В.Г.Шендрика, а также представителей российской делегации и руководства авиасалона, на которой в качестве вероятной причины аварии была названа следующая: в связи с требованиями устроителей выставки сократить время выполнения показательного полета с восьми до шести минут, в пилотажный комплекс были внесены изменения.
Авария Су-30МК
Авария Су-30МК
       Это привело к изменению начальных параметров полета перед выполнением отдельных фигур пилотажа по сравнению с утвержденным ранее демонстрационным комплексом. Из-за необходимости восстановления заданного профиля полета была увеличена продолжительность выполнения нисходящих бочек, что привело к труднопрогнозируемой потере высоты и направления движения самолета на выводе. Во избежание выхода за пределы зоны, установленной для показательных полетов, был выполнен дополнительный доворот по курсу с уводом влево от взлетно-посадочной полосы и выставочного комплекса. Малый запас высоты и высокая скорость снижения привели к касанию хвостовой частью самолета о землю, после чего летчики катапультировались.
   Программа была выполнена в полном объеме за неделю до полета в Париж, принята Генеральным конструктором и Управлением летной службы Министерства экономики Российской Федерации. Уже на аэродроме в Ле-Бурже выполнены три тренировочных полета, по результатам которых самолет был допущен к участию в летной программе Салона.
   Летчик-испытатель первого класса Вячеслав Аверьянов является одним из лучших летчиков ОКБ Сухого. Он принимал участие в испытаниях самолетов Су-27М, Су-35, поднимал в воздух Су-30МК и проводил его испытания по полной программе, начиная с первого полета опытного самолета.
   К настоящему моменту на двух опытных самолетах Су-30МК выполнено более 140 полетов и в основном завершены испытания по программе аэродинамики, прочности, системы дистанционного управления с включением в контур управляемого вектора тяги самолетных систем. Параллельно выполнялась программа по комплексу высшего пилотажа в новой области режимов полета - с режимами сверхманевренности.
   Испытания Су-30МК будут продолжены. Реальные и потенциальные партнеры могут быть уверены, что все контрактные обязательства будут выполнены.

Ю.ЛАРИОНОВ
Вестник Авиации и Космонавтики. №3 1999