Содержание

И.Б.Балаков, А.А.Симонов. «Испытатели МиГов»

ОТ АВТОРОВ

    Авторы выражают глубокую признательность за помощь в выпуске данного издания Е.В.Арсеньеву, В.П.Васину, В.М.Горбунову, А.Б.Калиниченко, Я.Г.Кокушкину, А.В.Михееву, Н.Ф.Никитину, В.В.Новикову, П.М.Остапенко, В.В.Петрову, В.В.Пименову, Л.С.Попову, Г.А.Седову, О.В.Тимиргалиевой, Г.В.Федотовой.

* * *

    Из-за лимитирования объёма данного издания, в книге помещены биографии только тех испытателей, которые когда-либо работали в ОКБ имени А.И.Микояна или совершили первый вылет на опытных экземплярах самолётов этого ОКБ, работая в других организациях. По этой причине в книге нет биографий лётчиков-испытателей ЛИИ, НИИ ВВС, авиазаводов и военных приёмок, которые также внесли огромный вклад в испытания самолётов марки «МиГ».
    В книге используются следующие общепринятые сокращения:
      ВАУЛ — военное авиационное училище лётчиков;
      ВАУШ — военное авиационное училище штурманов;
      ВАШП — военная авиационная школа пилотов;
      ВАШПОЛ — военно-авиационная школа первоначального обучения лётчиков;
      ВВА — Военно-воздушная академия;
      ВВАУЛ — высшее военное авиационное училище лётчиков;
      ГК НИИ ВВС — Государственный Краснознамённый Научно-испытательный институт Военно-Воздушных Сил (ныне — Государственный лётно-испытательный Центр имени В.П.Чкалова);
      ЛИИ — Лётно-исследовательский институт (ныне — ЛИИ имени М.М.Громова);
      ЛИиДБ ОКБ — лётно-испытательная и доводочная база ОКБ;
      ЛИК — лётно-испытательный комплекс;
      ЛИЦ — лётно-испытательный центр;
      МАИ — Московский авиационный институт;
      ТАКР — тяжёлый авианесущий крейсер.
    Под формулировкой «поднял в небо и провёл испытания» имеется в виду что этот лётчик выполнил первый вылет этого самолёта и был ведущим лётчиком-испытателем на его испытаниях.
    В названиях самолётов через дробную черту указаны номера лётных экземпляров данного самолёта. Например: Е-8/2 — это второй лётный экземпляр самолёта Е-8; МиГ-31М/3 — третий лётный экземпляр самолёта МиГ-31М; МиГ-29М/6 — шестой лётный экземпляр самолёта МиГ-29М и т.д. Если дробной черты нет, то это первый экземпляр самолёта. В скобках после названия самолёта указана дата его первого вылета.
    В 1930-1940-х годах названия всех ВАШП состояли из номера, Так, Качинская ВАШП была 1-й ВАШП, Борисоглебская ВАШП —2-й ВАШП и т.д. Т.к. эти обозначения не прижились, для удобства чтения в этой книге названия всех ВАШП даны в соответствии с их более поздним написанием.
    В конце книги помещён список, в который вошли все Герои Советского Союза и Российской Федерации, а также заслуженные лётчики-испытатели, получившие эти звания во время работы в ОКБ, По этой причине в этом списке отсутствуют некоторые испытатели ОКБ, получившие эти звания во время работы в других организациях.
    В приведенном в конце книге списке рекордов перечислены только те мировые авиационные рекорды, которые были установлены лётчиками-испытателями ОКБ. Список всех рекордов, установленных на «МиГах», гораздо объёмнее.
    Убедительная просьба о всех замеченных ошибках, неточностях и дополнениях к книге сообщать по телефонам: (095) 556-54-22 (факс), 556-76-77 или по адресу: 140160; Московская область, город Жуковский, улица Туполева, дом 16, квартира 25. Симонову Андрею Анатольевичу

Андрей Симонов
Игорь Балаков

Предисловие >>