Содержание

И.Б.Балаков, А.А.Симонов. «Испытатели МиГов»

ПРЕДИСЛОВИЕ

Помним всех поимённо,
Сердцем помним своим.
Это нужно не мёртвым,
Это нужно живым.

Р.Рождественский

   Как часто, услышав высоко в небе шум авиационного двигателя, мы поднимаем вверх головы и провожаем взглядом пролетающий самолёт. Долго и заворожено любуемся оставленной им светлой полосой инверсионного следа, которая медленно растворяется в синеве неба. На авиационных праздниках и авиасалонах с восторгом наблюдаем за показательными полётами летательных аппаратов различных конструктивных схем, классов и назначений, поражаемся разнообразию их форм, восхищаемся мастерством и умением лётчиков, которые их пилотируют. Но, наверняка, мало кто из нас при этом задумывается о том, что в эти удивительные творения человеческого разума, воплотившие в себе труд многих людей — учёных, конструкторов. инженеров, техников и рабочих — вложена часть души, опыта, знаний, а порой и сама жизнь тех, кто первым поднимал их в небо и учил летать — лётчиков-испытателей.
   Испытатели... Эта профессия, овеянная ореолом романтики и героизма, возникла одновременно с рождением авиации и развивалась вместе с ней. Чем сложней становилась авиационная техника, чем шире становились диапазон её возможностей и область применения, тем сложней и разнообразней становились её испытания, возрастал их объём. Соответственно с этим росли и требования к людям, решившим посвятить свою жизнь этой трудной работе, усложнялась методика их подготовки.
   Лётные испытания — это тот вид человеческой деятельности, который как никакой другой связан с постоянным риском, и потому не терпит к себе халатного отношения, работы «от звонка до звонка». Он требует от человека полной самоотдачи, постоянного самосовершенствования и самоконтроля, основательной теоретической и практической подготовки, постоянных тренировок на земле и в воздухе, изучения и анализа опыта, накопленного как испытателями предыдущих поколений, так и своих товарищей, коллег по работе. Ведь для того, чтобы обеспечить безопасность полётов тем, кто пойдёт за ними следом — военным испытателям, испытателям серийных заводов, строевым лётчикам, испытатели ОКБ, первопроходцы, идут на осознанный и продуманный риск, исследуя поведение самолёта на предельных, критических режимах полёта. И от степени подготовленности лётчика, его навыков, умения, знаний, хладнокровия, реакции, тщательности проработки полётного задания, прогнозирования возможных опасных ситуаций и действий лётчика в таких случаях, зависит очень многое. И мне кажется, именно это имел в виду Герой Советского Союза, заслуженный лётчик-испытатель СССР Г.А.Седов, сказав ставшую крылатой в лётно-испытательной среде фразу: «Если лётчик-испытатель идёт в полёт как на подвиг, значит он к полёту не готов». Попав в аварийную ситуацию, возникшую вследствие выхода на критический режим или отказа техники, испытатель до последней возможности пытается спасти опытную машину, оснащённую регистрирующей аппаратурой, чтобы привезти бесценную информацию, после анализа которой будут определены границы безопасной эксплуатации самолёта и выработаны рекомендации по действиям лётчика для выхода из опасного режима. Вот здесь-то и важно умение лётчика вовремя определить ту тонкую, почти невидимую границу между «ещё можно попытаться спасти самолёт» и «уже невозможно спастись самому». Каждый испытательный полёт — это экзамен не только для самолёта, но и для лётчика. Сами испытатели, люди мужественные и, в подавляющем большинстве, необычайно скромные, не считают свою работу героической и не любят, когда к ней применяют этот эпитет, но они беззаветно ей преданы и гордятся ею.
   Во всех странах мира лётчики-испытатели являются элитой лётного состава. Эти люди, несмотря на то, что все они такие разные по характерам, судьбам, увлечениям, достоинствам и недостаткам, разделённые границами государств и языковым барьером — всё-таки похожи. Похожи в преданности своему делу, влюблённости в небо и авиацию. Всех их, занимавшихся испытаниями и продолжающих заниматься этим делом, объединяет одна главная черта — профессионализм. Эта категория включает в себя совокупность не только деловых, физических и интеллектуальных способностей человека, но и нравственные, моральные и этические качества, без которых невозможно быть лётчиком-испытателем. Испытатель и профессионал — слова- синонимы. И это не красивые слова или идеализация профессии, а безусловная необходимость, потому что цена дилетантства в этой работе — жизнь.
   Самолёты, как и люди, имеют свои судьбы. И, как у людей, они очень разные и непростые: иногда — счастливые, иногда — неудачные, а порой и трагичные. И в том, как сложится судьба самолёта, немалую роль играют лётчики-испытатели, особенно те, которые первыми поднимают его в небо и проводят этап заводских испытаний. От их умения в первых полётах, от умения ещё в «сыром» самолёте с массой недостатков — «детских болезней» — увидеть потенциальные возможности и перспективность новой конструкции, помочь конструкторам и инженерам найти пути «лечения» этих «болезней», устранения недостатков и возможности улучшения тех или иных характеристик, зависит очень многое.
   У многих самолётов, разработанных в ОКБ имени А.И.Микояна, судьба оказалась удачной. Это ОКБ, созданное в 1939 году и берущее своё начало в конструкторском бюро «короля истребителей» Н.Н.Поликарпова, за 60 лет своего существования разработало более 150 типов самолётов и их модификаций. Основным направлением работ с самого рождения «фирмы» было создание высокоскоростных, манёвренных, высотных истребителей и истребителей- перехватчиков. И в этом коллектив, возглавляемый А.И.Микояном и М.И.Гуревичем, а позже их преемником — Генеральным Конструктором Р.А.Беляковым, добился огромных успехов. Реактивные истребители с маркой «МиГ» приобрели мировую славу. Им принадлежат 72 мировых авиационных рекорда, 9 из которых являются абсолютными (к 1998 году 36 рекордов оставались непревзойдёнными). На серийных заводах, как у нас в стране, так и за рубежом, выпущено около 60000 МиГов разных типов и модификаций. Они находятся на вооружении ВВС более 40 стран Европы, Азии, Африки и Латинской Америки. Участвуя во многих локальных конфликтах в различных регионах земного шара, благодаря своим высоким эксплуатационным и лётно-техническим характеристикам, они заслужили любовь и уважение пилотов, воевавших на них, и были высоко оценены их противниками. Марка «МиГ» стала именем нарицательным, олицетворяющем мощь Военно-Воздушных Сил Державы. И в этом есть немалая заслуга лётчиков-испытателей.
   Проходят годы, стираются в памяти имена и даты, теряются документальные свидетельства, стареют и, к сожалению, уходят свидетели и участники тех или иных событий, И если самолёты с кратким названием «МиГ» широко известны во всем мире, и о них появляется всё больше и больше информации в зарубежной и отечественной литературе, то имена тех, кто внёс своим трудом немалый вклад в эту известность, имена лётчиков-испытателей, незаслуженно забываются и остаются в памяти лишь узкого круга друзей, родных и коллег по работе. Понятно, что лётные испытания самолёта — это сложный и долгий процесс, в котором принимают участие большое количество лётчиков-испытателей ЛИИ, НИИ ВВС и авиазаводов, вклад которых в доводку самолётов и опытных образцов до серийной эксплуатации трудно переоценить. Но, к сожалению, обо всех этих замечательных людях в небольшой книге не расскажешь.
   Это издание посвящается тем, кто первым поднимал МиГи в воздух и проводил этап заводских испытаний. Безусловно, что из скупых строк цифр и дат лётных биографий невозможно составить полное представление о человеке и его внутреннем мире, но они красноречиво говорят о многих часах, проведённых в небе за штурвалами разных типов самолётов, о неординарных судьбах и жизнях, посвящённых любимому делу — авиации.
   Хочется надеяться, что это издание откроет серию «Лётчики-испытатели», в которой будут книги об испытателях других ОКБ, ЛИИ, ГК НИИ ВВС, авиазаводов.

Игорь Балаков

Руководители ОКБ >>