Испытатели

И.Б.Балаков, А.А.Симонов. «Испытатели МиГов»

М.Л.Верников

Верников
Яков Ильич
1920-1993

   Герой Советского Союза (18.11.1944), заслуженный лётчик-испытатель СССР (20.09.1960), заслуженный мастер спорта СССР (1975), генерал-майор авиации (1971), заслуженный мастер спорта СССР (1975).
   Родился 31 октября 1920 года в городе Спас-Деменск Калужской области. В 1938 окончил Смоленский аэроклуб, оставлен в нём лётчиком-инструктором.
    В армии с 1939. В 1940 окончил Одесскую ВАШЛ. Служил в строевых частях ВВС.
   Участник Великой Отечественной войны: в июне-сентябре 1941 - лётчик 124-го истребительного авиационного полка; в сентябре 1941-апреле 1944 - лётчик, заместитель командира авиаэскадрильи, командир авиаэскадрильи 234-го истребительного авиационного полка (Западный фронт ПВО); в апреле 1944-мае 1945 - заместитель командира - штурман 147-го гвардейского истребительного авиационного полка (Западный фронт ПВО); совершил 424 боевых вылета, провёл более 64 воздушных боёв, в которых сбил лично 16 и в группе 8 самолётов противника. В 1956 окончил Военно-воздушную академию (ныне - имени Ю.А.Гагарина).
    В 1946-1965 - лётчик-испытатель Летно-исследовательского института. Участвовал в испытаниях многих типов самолетов на штопор; поднял в небо и провел испытания Ан-8, Ан-10, Ан-12.
   Поднял в небо и провёл испытания И-320 (Р-1) (16.04.1949), провёл испытания МиГ-9 на штопор.
   В 1965-1975 старший лётчик-испытатель ОКБ С.В.Ильюшина. Поднял в небо и провёл испытания Ил-62М. Установил 4 мировых авиационных рекорда. С 1975 - в запасе.
   Жил в Москве. В 1976-1982 - заместитель начальника ЛИК, начальник ЛИК ОКБ А.С.Яковлева, до 1988 работал инженером в ОКБ А.С.Яковлева. Умер 30 сентября 1993 года. Похоронен в Жуковском, на Быковском кладбище.
    Награждён 2 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 4 орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени, орденом Трудового Красного Знамени, 3 орденами Красной Звезды, медалями.
И-320 (Р-1)
И-320 (Р-1)
МиГ-9
МиГ-9
   Опытный дальний всепогодный двухместный перехватчик, оснащенный радиолокационной станцией «Торий-А» и двумя двигателями РД-45Ф. Вооружение состояло из двух 37-мм пушек. Серийно не строился.       В 1947-1948 годах летчик-испытатель Я.И.Верников провёл полные испытания истребителя МиГ-9 на штопор.
<< Юганов В.Н. Седов Г.А. >>