С.А.Микоян. «Воспоминания военного летчика-испытателя»
К читателям
Каждый, кто в течение второй половины прошлого века в Советском Союзе, затем в России был причастен к летным испытаниям самолетов и к их разработке, созданию новых самолетов и других летательных аппаратов, не мог не встречаться с автором этой книги, не знать его лично или хотя бы по доброй молве.
Степан Анастасович Микоян известен у нас в стране и в авиационных кругах за рубежом как выдающийся летчик-испытатель, мастерски владеющий всеми способами летания в атмосфере, доступными на сегодня человеку. Ему подвластен любой самолет во всем спектре полетов; у него за плечами колоссальный объем проведенных летных испытаний самолетов как по дисциплинам, связанным с оценкой и улучшением управления самолетом, его конструкции, работы силовой установки, всего комплекса «летчик-самолет-среда», так и по применению самолета как боевого оружия.
Летный жизненный путь, намечавшийся еще юным Степаном, после окончания средней школы в 1940 году восемнадцати лет от роду был избран им окончательно, и с тех пор по нему он идет всю свою жизнь до настоящего времени однозначно и преданно.
Первые полеты и годичная учеба в прославленном военном Качинском училище летчиков. Нашествие гитлеровских войск в июне 1941 года застает его курсантом. В том же году девятнадцатилетний летчик, не имеющий еще ни должного летного опыта, ни мудрости, начинает службу на истребителе в суровом военном небе. В начале 1942 года он был сбит, серьезно ранен, обгорел в кабине. После лечения в госпитале снова в строю до победного 1945 года.
Следующие шесть лет учится в Военно-воздушной инженерной академии имени Н.Е.Жуковского. В 1951 году успешно заканчивает ее, пополнив свой жизненный багаж специальностью инженера-механика и сохранив профессию военного летчика.
После окончания академии назначается в Государственный Краснознаменный научно-испытательный институт Военно-воздушных сил на должность летчика-испытателя, где и трудится в течение 27 лет до 1978 года.
В испытательном институте, который время от времени менял свое название, но всегда занимался государственными испытаниями самолетов и летными исследованиями, С.А.Микоян, перемещаясь по служебной лестнице, всегда был значимой фигурой, последовательно руководя подразделениями и, если хотите, соединением испытателей, вплоть до руководства самим Институтом в роли первого заместителя начальника НИИ ВВС. При этом он не отвыкал от конкретной инженерии, продолжал интенсивные сложные и ценные полеты в качестве летчика-испытателя, был и оставался авиатором, обладавшим широким кругозором, интеллигентным человеком, принимаемым всем военным и промышленным испытательным сообществом доверительно, а летчиками просто за своего.
Летчики и не могли относиться к нему иначе, потому что, несмотря на отточенное воздушное мастерство, осмысленную подготовку к каждому полету и уважительное отношение к методу, за плечами Степана накапливался в испытательных полетах не меньший, чем у других, солидный, как говорят, «джентльменский набор» непредвиденных,
а то и предвиденных, летных происшествий различной сложности, сопутствовавших с избранной профессии. В таких случаях для успешного завершения
полета, сохранения самолета и попутно собственной жизни требовались хладнокровие,
мужество, находчивость, верность товариществу и что-то еще — качества, высоко
ценящиеся летчиками-испытателями всех стран и присущие автору этих воспоминаний
Оценивая в своей работе самолеты различных конструкций, схем,
характеристик и назначений (количество различных типов самолетов и их модификаций, в довелось участвовать автору книги, приближалось к сотне), размышляя
над проблемами самолетостроения, автор был непременным, желанным и авторитетным
участником разработок тактико-технических требований к перспективным самолетам
страны. Иначе говоря, он активно участвовал в формировании путей развития отечественной авиации.
После 27 лет работы летчиком-испытателем летная работа автора
была завершена по заключению медицинской комиссии.
В 1978 году С.А.Микоян приглашается на предприятие, разрабатывавшее
аэрокосмический аппарат «Буран» (Генеральный конструктор академик РАН
Г.Е.Лозино-Лозинский), в качестве заместителя генерального директора и главного
конструктора по летным испытаниям, где участвовал в создании летательного аппарата, в
его летной отработке, в выполнении автоматической посадки на аэродром после
беспилотного полета по орбите. Там же работает и в настоящее время.
Степан Микоян — старший сын выдающегося революционера и государственного деятеля России и Советского Союза Анастаса Ивановича Микояна.
Много было самых разнообразных примеров и результатов кремлевского
воспитания детей сильных мира сего. Получались и самодуры, и пьяницы, и просто лоботрясы; получались и нормальные люди. Семье Микоянов, где молодая поросль состояла
из пяти сыновей, удалось вырастить талантливых трудолюбивых затребованных
обществом людей, вписавшихся в общество с взаимным с ним уважением, ставших, гражданами своей страны.
Второй по старшинству сын, Владимир, став по зову сердца и совести во время Отечественной войны в семнадцать лет военным летчиком, через полгода, в 1942 году,
погиб в воздушном бою под Сталинградом. Третий сын, Алексей, также был летчиком и командиром крупных авиационных соединений. Четвертый, Вано, получив
военное инженерное образование, уже полсотни лет плодотворно работает конструктором в авиационном ОКБ. Пятый, Серго, ученый, доктор исторических наук.
Кому довелось быть с ними знакомым, этим дорожит.
Степан Анастасович Микоян, Заслуженный летчик-испытатель СССР, Герой
Советского Союза, генерал-лейтенант авиации, почетный член международного обществ летчиков-испытателей экспериментальных самолетов, находящегося в США. технических наук, продолжает жить большой жизнью. Это — воспоминания крупного авиатора, но и гражданина.
Он был свидетелем, а порой и участником, многих исторических событий,
происходивших в стране, описанных в книге, и это еще больше повышает интерес к ней.
Книга Степана Микояна под занавес прошлого века появилась в Лондоне на
английском языке и привлекла широкое внимание не только авиаторов. Можно быть уверенным, что она вызовет еще больший интерес и российских читателей.
Герой Советского Союза.
Заслуженный летчик-испытатель СССР.
генерал-майор авиации Г.А.Седов