А.А.Щербаков. «Летчики, самолеты, испытания»
Пролог. Он же эпилог.
Надевать летный комбинезон и летные ботинки очень удобно.
Молния спереди, молния на плече, молния на голенище сапог. Много карманов, как
на модных куртках. Но карманы не декоративные. Здесь все функционально: карман
для пистолета, карман для ножа, карман для радиационного дозиметра, для
соединения противоперегрузочного костюма с самолетной системой.
Но пистолета нет, дозиметра нет, да и противоперегрузочный
костюм тоже не нужен. Я собираюсь вскапывать грядки. Я уже пенсионер. А летное
обмундирование мне подарено за тридцатитрехлетнюю работу летчиком-испытателем.
До работы испытателем еще десять лет службы в военной авиации и учеба в военной
академии. Всего в авиации 43 года.
И вот сейчас начинают всплывать в памяти эпизоды, случаи,
люди прожитых лет. Воспоминания нехронологичны, отрывочны, но я стараюсь их
как-то систематизировать.
Во-первых, люди, друзья-однополчане, старшие товарищи, у
которых учился, младшие, которых учил, летные испытания, их успехи и трагедии.
То, что видел, в чем участвовал. Вспоминаю и легендарные были, и авиационные
легенды — то, что было до меня, о чем узнавал от старших товарищей и из
профессиональных документов.
Итак, о летном обмундировании. В тридцатые годы, во времена
воплощений мечты о небе, летчиков одевали во все лучшее, что тогда было.
Гордость летчиков — кожаное пальто-реглан. От обычного пальто его отличало то,
что полы можно было застегивать вокруг ног, и они не мешали одевать парашют.
К реглану полагалась меховая подстежка. На ноги одевались
высокие фетровые сапоги, обшитые снизу кожей; назывались они бурки. Позже их
сменили унты из собачьего меха. Кожаные пальто сменили комбинезоны на цигейке,
но регланы еще долго были атрибутом костюма летчика.
Для зимних полетов в открытых кабинах применяли маски из
кротового меха. Тогда летчика можно было узнать по расцветке лица: закрытый
шлемом лоб был белым, а лицо было красно-коричневым, как у лыжников на горных
курортах.
Хорошо было не только летное обмундирование — форменная
одежда в авиации отличалась от общевойсковой: это был синий френч с белой
рубашкой и галстуком, фуражка с кокардой. Выпускника» училищ присваивались сразу
офицерские звания. Молодые лейтенанты предпочитали не брать готовую одежду, а
шить на заказ. Перед самой войной Тимошенко, став наркомом, нанес по привилегиям
авиации чувствительный удар: после училища летчикам присваивали теперь лишь
звание сержанта, одевали в общевойсковую форму и переводили на казарменное
положение.
Кроме авиационных училищ, создавались авиационные школы с
сокращенными сроками обучения.
Разумеется, все это испортило не только внешний вид летчика.
Резкое увеличение численности за счет качества имело трагические последствия.
Вероятно, количественный рост недоученных летчиков увеличил число потерь в
первый год войны. Выпускники авиашкол этого периода вынуждены были доучиваться
летать и воевать в реальных боях.
Но, кроме этих бедолаг, в советских ВВС были еще и старые
кадры, которых нормально учили, одевали в синие френчи, а некоторые имели и опыт
боев в Испании, Китае, Монголии.
Как ни печальны были итоги первого года войны, но и тогда
многие наши летчики показали себя настоящими асами, не уступающими лучшим
истребителям Люфтваффе, даже воюя на устаревших самолетах, уступающих «мессершмиттам».
К 1943 году обучение в летных школах улучшилось. После школы
молодые пилоты еще осваивали боевое применение в запасных полках. В подмосковных
Люберцах была основана Высшая школа воздушного боя, из которой выходили
слетанные боевые пары.
Появилось и новое летное обмундирование. Это были
американские меховые костюмы. Штаны в них имели на всю длину разъемные молнии.
По такому образцу потом стали шить кожаные костюмы для летчиков-испытателей.
Право же, форма и обмундирование имеют не последнее значение
для создания престижа профессии.
<< Предисловие | А.Микоян >> |