Содержание

«ШЛИ со временем»
1947-1997

Школа — это прежде всего кадры

   Старый лозунг гласил: «Кадры решают все». Так вот, в разное время в Школе летчиков-испытателей были разные кадры. Менялся и инструкторский, и преподавательский состав. Главным фактором в решении любых вопросов являлось мнение начальника Школы. Мне посчастливилось работать и летать с летчиками-испытателями, инструкторами, начальниками Школы: Львом Васильевичем Фоменко и Федором Ивановичем Бурцевым. Каждый из них добросовестно выполнял свои должностные обязанности и решал главный вопрос — безопасность полетов. Программа летного обучения включала в себя освоение 10-12 типов самолетов с общим налетом 120 часов и содержала:
   — полеты на простой и сложный пилотаж;
   — полеты в сложных метеоусловиях в автоматическом и ручном режимах днем и ночью;
   — полеты по определению летных характеристик самолетов и двигателей;
   — полеты по определению характеристик маневренности, устойчивости и управляемости;
   — полеты по программам летных исследований заводских серийных самолетов;
   — полеты на обработку действий летчика при отказах двигателей на различных режимах полета, отказах систем управлений и т.д.
   Разумеется, выполнению этих полетов предшествовала большая наземная подготовка, в которой принимали участие ведущие инженеры научных подразделений ЛИИ и ЦАГИ. При чтении лекций по разным темам использовались наглядные пособии и стенды научных лабораторий. Слушателей особенно привлекала мощная база ЦАГИ с аэродинамическими трубами и кинофильмами.
   Вспоминая преподавательский состав, хотелось бы отметить большой вклад почетных ветеранов ЛИИ, докторов технических наук: И.М.Пашковского, А.И.Акимова, В.А.Котерева, кандидатов технических наук: С.П.Щербакова, М.Д.Романова, В.В.Габино, О.Г.Константинова, С.В.Петрово, В.И.Пипекина; ведущих инженеров: Е.М.Скрипникову, Кабашова, Ю.Мандельбаума и др.
   Кроме чистой теории слушателям предстояло изучить материальную часть самолетов, и в этом большую помощь оказывали инженерно-технические службы ЛИИ, е разное время возглавляемые Г.И.Фоминым, Сугробовым, Н.И.Филизоном, Е.С.Разиковым, Е.С.Кульманом, В.Н.Усенковым, П.Я.Корнеевым, Ю.Н.Геращенко, М.В.Девелем.
   С 1959 по 1984 г, организацией учебного процесса занимался бывший летчик, участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза Н.И.Майков. Он прекрасно знал всех преподавателей и четко выполнял учебный план теоретической подготовки слушателей.
   Большой вклад в теоретическую подготовку слушателей внес штатный сотрудник Школы, начальник сектора методической подготовки, в прошлом ведущий инженер по летным испытаниям Владимир Петрович Масленников. Зная хорошо нормативные документы по методике летных испытаний и имея практический опыт по испытаниям, он в простой и доходчивой форме передавал свои знания слушателям и пользовался у них заслуженным авторитетом.
   С появлением в Школе тренажерной базы появилась необходимость привлечь к методической работе летчиков- и штурманов-испытателй, списанных с летной работы по медицинским показаниям. К слову сказать, медицина у летного состава ассоциируется с отрицательными эмоциями, поскольку, хотя порой и справедливо, оно лишает его опасной, но любимой роботы. Многие годы в ЛИИ работает главным врачом В.К.Былинкин, которому нужно отдать должное за бескорыстную помощь летному составу в восстановлении на летной работе после полученных травм в авиационных авариях. Большую помощь он оказывает своими добрыми медицинскими советами и относительно здоровым людям.
   В 1976 г. с помощью Л.В.Фоменко, ставшего начальником УЛС МАП, мы добились изменения законодательства по оплате труда летных специалистов-пенсионеров, что помогло не только Школе, но и другим летным подразделениям МАП привлечь квалифицированные кадры к наземной работе. Так, в Школу на методическую работу в разное время пришли бывшие выпускники и инструкторы, заслуженные летчики-испытатели: А.А.Ефимов, В.М.Пронякин, М.К.Агафонов, М.М.Котельников, О.В.Дружинин; заслуженный штурман-испытатель Е.В.Воскресенский, К.П.Иконников. Этим ветеранам было чем поделиться с молодым поколением. Они учили слушателей на тренажерах и писали различные методические пособия по выполнению полетов.
   Надо сказать, что тренажерам Школы тоже повезло. Их эксплуатировали грамотные и ответственные авиационные специалисты: Н.П.Дунаев, Г.Б.Венков, А.Я.Анисифоров, А.И.Филипенко, Н.С.Носков, В.Н.Шурупова, И.Б.Хопов.
   Методический отдел Школы получал хорошую переводную с английского языка информацию о Школах летчиков-испытателей США, Англии и Франции. Информация поступала из сектора информационных изданий 1-го отделения ЛИИ. Сектор возглавляла Нина Николаевна Токаревская. Большую работу по переводу с английского выполняла Рита Асланова, с которой у нас были хорошие деловые контакты.
   Однажды познакомившись с полученной переводчиком информацией, мы узнали, что в Школе летчиков-испытателей США слушателя отчисляют из Школы, если в процессе обучения выяснится, что он не умеет свои мнения о выполненном полете излагать на бумаге. Вначале эта информация вызвала у меня некоторое удивление, поскольку в нашей Школе таких требований к слушателям не предъявляли. Потом до меня дошло, что летчики-испытатели, работающие в опытно-конструкторском бюро и в Летно-исследовательском институте, обязательно должны уметь излагать свои мысли на бумаге, поскольку никакое оборудование, установленное на самолете, не даст полной информации о том, что хорошо, а что плохо в этом самолете вообще и для летчика в частности. Летчик-испытатель обязан уметь четко изложить на бумаге свои требования к разработчиком. Было решено обязать слушателей писать отчеты хотя бы после первого вылета на новом для него самолете.
   Из переводной информации мы также узнали, что на учебных самолетах в Японии применяют малогабаритную бортовую видеотехнику. Загорелись желанием приобрести ее, однако это оказалось не так просто, ибо на ее продажу существовал запрет со стороны США. Посещая различные выставки, однажды мы увидели интересующую нас видеотехнику на стендах ФРГ. Завели с немцами знакомство, и в конечном итоге через Авиаэкспорт купили то, что хотели. Для этого пришлось с большим трудом выпросить 90 тысяч долларов (1 доллар был эквивалентен 90 копейкам) в Министерстве авиационной промышленности.
   При заключении контракта представитель Авиаэкспорта был удивлен хорошими знаниями сопровождавшего меня начальника службы КЗА — Сергея Павловича Шишикина. Благодаря ему Школа получила все комплектующие и необходимые запасные детали.
   Первый комплект видеотехники был установлен на самолете Ан-24. Одна камера снимала показания приборной доски, другая — лицо слушателя. При просмотре записей видеокамер на Земле хорошо была видно, сколь правильно выполняется полетное задание и с какой точностью, а по выражению лица слушателя видно, с каким трудом ему это удается.
   Приехавший однажды к нам начальник Школы летчиков-испытателей Англии впервые увидел показанные ему видеозаписи и оценил их по достоинству. Правда, далеко не всем нашим летчикам нравился такой метод контроля качество выполнения полета. Сейчас эксплуатировать видеотехнику некому. С.П.Шишикин ушел из Школы и нашел лучшее применение своим знаниям.
   Работают в Школе люди не только с хорошей головой, но и С золотыми руками. Таковыми являлись участники Великой Отечественной войны: В.Я.Анастафьев — специалист по обработке металла и В.Г.Силкин — специалист по обработке дерева. Они выполняли всякие текущие роботы, связанные с изготовлением учебных пособий и ремонтом наглядных технических средств обучения. В 1996 г. по состоянию здоровья они ушли из Школы. Замены им в Школе пока нет. В Школе остался один человек - Нина Николаевна Савичева — художница, способная рисовать плакаты и чертить планы теоретической и летной подготовки слушателей.
   Хорошо работала в Школе и хозяйственная служба в лице Антонины Петровны Момковой (жены погибшего при летных испытаниях бортинженера). Могу сказать только хорошее о кадрах Школы. Насколько мне известно, слушатели также довольны обучением в Школе, у них нет претензии к тем, кто помог им успешно закончить Школу.
   Я благодарен редакции газеты «Жуковские вести» за изданные на ее страницах публикации о людях авиации. Раньше такой материал хранился за семью печатями. Слава Богу, что это все в прошлом и есть маленький просвет в хорошее будущее.

Б.Лопухов

< < Начальники ШЛИ М.М.Громов > >

Рейтинг@Mail.ru Топ-100