Содержание

«ШЛИ со временем»
1947-1997

Выпускник первого набора

Изделие «КС»

   В конце 40-х — начале 50-х гг. сразу несколько отечественных авиационных КБ приступили к разработке беспилотных летательных аппаратов с турбореактивными двигателями — самолетов-снарядов. Один опытный самолет-снаряд Р-1 был создан под руководством Матуса Рувимовича Бисновата. Другой - КС-1 «Комета» - в ОКБ Артема Ивановича Микояна совместно с филиалом в Дубне, которым руководил заместитель главного конструктора Александр Яковлевич Березняк. Оба самолета-снаряда испытывал Федор Бурцев, которого пригласили на работу в ЛИИ. Весной 1950 г. он поступил на работу в институт, а осенью его назначили испытателем на Р-1.
   Первый этап летных испытаний опытных ЛА проводился в пилотируемом варианте, в дальнейшем предполагалось вместо кабины пилота размещать боезаряд из тротила массой около 500 кг. Кабина для пилота на обеих «крылатых ракетах» была такая миниатюрная, что летчики едва в ней размещались, а из навигационных приборов был установлен лишь компас КИ-13.
   Испытания микояновского изделия «КС» проходили в 1951-1952 гг. в Крыму, в районе Керчи. В качестве надводной мишени использовали легкий крейсер «Красный Кавказ», отличившийся во время Великой Отечественной войны, а в 1950 г. выведенный из состава Черноморского флота.
   Самолет-снаряд подвешивали под крылом стратегического бомбардировщика Ту-4. Самолет-носитель взлетал с аэродрома но Крымском полуострове и уходил в сторону моря. Вдали от берега происходило отделение «крылатой ракеты» от бомбардировщика. На самолете-снаряде запускался реактивный двигатель РД-500К, и изделие «КС» уходило в самостоятельный попет, направляясь на цель строго по лучу РЛС самолета-носителя, затем «захватывая» крейсер собственной радиолокационной станцией. На небольшом расстоянии от плавающей мишени летчик-испытатель отключал автопилот, брал управление на себя и уводил самолет-снаряд на аэродром.
   Первый полет на аналоге «КС» совершил 4 января 1951 г на аэродроме «Чкаловский» Амет-хан Султан, вторым в кабину самолета-снаряда сел Федор Бурцев, а в Крыму к ним присоединились Сергей Николаевич Анохин и Василий Георгиевич Павлов.
   Летные испытания «КС», продолжавшиеся полтора года, надолго запомнились летчикам-испытателям. Особенно посадками, которые требовали от летчиков исключительной концентрации внимания и большого напряжения сил. В полете на цель трехтонная машина разгонялась до 1080 км/ч, а на посадку изделие «КС» заходило на очень большой скорости — 400 км/ч. Такова была конструкция самолета-снаряда «КС», боевому варианту которого «мягкие» посадки были заказаны. Топливный бак на микояновской «крылатой ракете» вмещал всего 350 литров керосина. Сесть на аэродром можно было только с одного захода: после пробежки в баке оставалось всего 50 литров топлива.
   ...В одном из полетов при подходе к крейсеру не отключились с помощью пиропатронов рулевые машинки автопилота. «Крылатая ракета» стремительно приближалась к цели. Еще несколько минут, и она с грохотом врежется в стальной борт корабля. Федору Бурцеву неимоверным напряжением всех мускулов удалось пересилить рулевые машинки автопилота и «перескочить» через «Красный Кавказ». Но до аэродрома оставалось еще около 60 км. На трассе длиной в 70 км летчик вел поединок с рулевыми механизмами. И выиграл его...
   Все посадки «КС» были выполнены Федором Бурцевым с ювелирной точностью.
   Испытания самолетов-снарядов под маркой «КС» прошли успешно и завершились 21 ноября 1952 г. В 1953 г. на вооружение Советской Армии поступила новая система оружия. За участие в проведении летных испытаний изделия «КС-1» Федор Бурцев, Сергей Анохин, Василий Павлов  и Амет-хан Султан стали в 1953 г. лауреатами Государственной премии СССР. Бурцева и Амет-хан Султана также наградили орденом Боевого Красного Знамени, а Сергею Анохину и Василию Павлову присвоили звание Героя Советского Союза.

 

< < Без бюрократических проволочек Крылатое семейство от И-1 до Е-7 > >