Содержание

«ШЛИ со временем»
1947-1997

Герои нашего времени

Роман Петрович ТАСКАЕВ

   В тяжелом високосном 1996 году три новых самолета — учебно-тренировочные МиГ-АТ, Як-130 и суперистребитель Су-37—преодолели тяжесть финансовых неурядиц и поднялись в жуковское небо.
   Имена Героев России, летчиков-испытателей, выполнявших первые полеты, известны читателям: Роман Таскаев (МиГ-АТ), Андрей Синицын (Як-130) и Евгений Фролов (Су-37).
   «Всеобщий любимец, Ромка, начинал на фирме весьма бурно. В ходе программы ввода в строй ему с Александром Васильевичем Федотовым пришлось катапультироваться после разрушения камеры сгорания двигателя на предельной скорости вблизи земли. Через пару месяцев запущенная в полете ракета отклонилась от расчетной траектории и ударила по стабилизатору самолета. «На честном слове и на одном крыле», как пелось в популярной когда-то песенке, вернулись из того полета заслуженный летчик-испытатель СССР Герой Советского Союза Авиард Гаврилович Фастовец и Роман Таскаев. Тогда и родилась шутка: «Руководитель полетов говорит своему помощнику: «Таскаев запускает двигатели. Давай пожарку и санитарку на полосу». Летает Рома, как песню поет». Приведенный отрывок взят из книги «Страстная неделя», автор — Леонид Степанович Попов, Герой России, флаг-штурман МАПО—МИГ.

   — 23-й, выпуск самолетного отделения (1981-1983 гг.) был довольно сильным. Летчику-инспектору ШЛИ Владимиру Михайловичу Горбунову, выполнявшему проверочные полеты, он особенно запомнился. «Очень интересные ребята, сильные летчики, и все же из всех слушателей я выделил двоих — Романа Таскаева и Анатолия Сальника».
   «Талант летчика-испытателя складывается из двух компонентов: физиологических особенностей, данных природой (способности ориентироваться в пространстве, совершать координированные управляющие действия), которые можно развивать, но в незначительной степени, а также интеллекта, пытливого ума, быстрой мыслительной реакции. Роман Таскаев идеально сочетает в себе эти качества», — отзыв коллеги, летчика-испытателя МАПО—МИГ Героя России Олега Антоновича.
   А начиналось все в 15 лет с планеров. В Чите, как и во многих городах нашей необъятной Родины, был свой аэроклуб. После школы - Харьковское ВВАУЛ, пять лет службы в Польше и почти год в Одесском военном округе.
   В 1981 г. военный летчик 1-го класса Роман Таскаев успешно сдает экзамены и поступает в Школу летчиков-испытателей (ШЛИ).
   — Хотелось летать больше — на всем, что может летать., Из двух перспектив — Академия или ШЛИ — выбрал последнюю. В армии помогли вовремя подать рапорт. Сдал экзамены и стал слушателем ШЛИ. Надо учесть, что военный летчик, как правило, летает на одном типе, а иногда на персональном, закрепленном за ним, самолете. Школа учила летать на всем. Переход с типа на тип уже не представлял особой сложности.
   Запомнилось наставление инструкторе Александра Пугачева. «В Школе вы должны понять, что все самолеты летают одинаково». И поразила степень доверия инструкторов: если в воинской части постоянно ощущаешь довольно жесткий контроль, то в Школе, изучив самолет, после проверки инструктором уже можно лететь самостоятельно. Приучали нас к самоподготовке, самообучению, что весьма полезно в любой профессии.
   В нашем становлении принимали участие практически все инструкторы Школы - Виктор Константинович Александров, Юрий Александрович Усиков, Валентин Возгенович Назарян, Энн Веллович Каарма. Не могу не вспомнить преподавателей, и особенно Бориса Александровича Лопухова, заслуженного штурмана-испытателя, который «драл нас как Сидоровых козлов», но драл справедливо. Кстати, человек он довольно добродушный и с чувством юмора.
   Наш выпуск, на мой взгляд, был достаточно сильным. С работой повезло не всем — для летчика-испытателя везение в том, что он на гребне испытательной работы. Подался в коммерсанты Александр Каретников, заставила жизнь: надо кормить семью, а не смотреть, как разваливается отрасль. Не работает испытателем Анатолий Сальник, имея огромное желание летать. Прекрасный летчик Сергей Балуев вынужден был сменить профиль деятельности. Сергей Тресвятский готовился к испытаниям «Бурана», но программа зачахла на корню. Относительно повезло Евгению Рудакасу — летные испытания но Новосибирском заводе — и, безусловно, Евгению Фролову, возможно, больше, чем всем нам, так как суховская фирма — лидер в создании новой техники. Погиб Петр Романенко — в испытательном полете произошло разрушение носовой части Су-24.
   Нынешнее положение Школы оцениваю как медленное вымирание, необходимо государственная поддержка. Не каждый завод может себе позволить оплатить полноценное обучение в Школе, к тому же при свертывании производства снижается потребность в летчиках-испытателях.
   На мой взгляд, сейчас нужно привлекать к обучению летчиков-испытателей фирм либо обеспечивать инструкторов испытательной работой, чтобы не отставали от жизни.

Испытания МиГов

   — Роман Петрович, на фирме Вы начинали довольно бурно: происшествие за происшествием. Не могли бы рассказать что-нибудь для любителей триллеров.
   — Ничего ужасного. Думаю, что у каждого летчика-испытателя случалось немало происшествий. Начало, возможно, было несколько нетрадиционным. Не ожидал, что все так обернется. У каждого летчика-испытателя бывает немало случаев, о которых вспоминаешь с удовлетворением, если победил ситуацию. Но бывает и такое, что вспоминать не хочется, к примеру, мое второе катапультирование, где я проявил излишнюю самоуверенность.
   — Говорят, что недавно Вы спасли МиГ-АТ.
   — Да, я уже собирался бросать машину. 7 августа 1997 года в испытательном полете МиГ-АТ произошло разрушение хвостового оперения, отлетел руль высоты, машина потеряло управляемость. Во время падения предпринимал какие-то действия, частично восстановил управление и решил сесть на обломках руля высоты, хотя уже доложил о решении катапультироваться.
   — А почему так случилось?
   — Инженерный просчет. Из-за отсутствия финансирования мы не имеем прежней возможности проверки режимов, к примеру, но стендах в ЦАГИ. Остается много неизведанного, что выясняется уже в полете. И это явный шаг назад.
   — А жуткий случай зимой при испытаниях по дозаправке МиГ-29.
   — Какой же он жуткий! Разошлась труба, и керосин пошел в двигатель, произошел помпаж. Если смотреть по видео, то впечатляет: полсамолета в пламени. А тогда отстыковался и сел. Все. Такая работа.
   — А курьезы бывали?
   — Да, к примеру, при общении с командующим ПВО В.И.Андреевым выяснилась любопытная подробность. В свое время проводились совместные учения с ПВО. Участвовали мы с Леонидом Степановичем Поповым на МиГ-31, а В.Г.Пугачев и А.А.Иванов — на Су-27. Закончив работу, заправились и собирались лететь сразу до Москвы. Дошли почти до материка, как вдруг приказ с земли: «Садитесь на Новой Земле». Не соглашаемся, пытаемся хитрить, лишь бы от нас отстали. Но слышим суровое: «Приказ 00-первого. Садитесь на Новой Земле». Ладно, думаем, депо серьезное, надо садиться. Сели. Леонид Степанович доволен, посмотрел северное сияние. А нам — сплошные неудобства: новый аэродром, устройство но ночлег, подача заявок и т. д. И вот совсем недавно в застольной беседе вспоминали мы этот случай, вдруг командующий ПВО Владимир Иванович Андреев заявляет:
   — Так это ж я заставил вас сесть.
   — Зачем?
   — Мне казалось, что вы устали и вам надо отдохнуть.
   И еще. Из серии северных полетов. Возвращались мы как-то с Леонидом Степановичем из Анадыря, шли с двумя дозаправками. Пересекаем Пензенскую зону, топлива в обрез, отказ навигации, а впереди — гроза. Наземный пункт наведения начинает нас отворачивать, дает команду «курс 240». Обходить грозу у нас не хватит керосина, но можно ее «перепрыгнуть». Отвечаю: «Понял» — и лечу прежним курсом. Земля не отстает — «курс 220». Пытаюсь объясниться, но товарищ не понимает и в конце концов не выдерживает: «Почему не выполняете мою команду? Какой ваш курс?» Леонид Степанович просит: «Дай я скажу» и докладывает: «Наш курс 0° по меридиану Анадыря». Дальше — тишина. После затянувшейся паузы слышим: «Не понимаю». Леня в ответ: «Чего ж тогда спрашиваешь?» И все. От нас сразу отстали, и мы спокойно летели до дому.
   — Не испытывает пи Герой России зависти к летчикам-испытателям — Героям Советского Союза?
   — Единственное, чему завидую, их возможности летать. Им доводилось поднимать новые самолеты, устанавливать рекорды. Завидую Б.А.Орлову, А.В.Федотову, А.Г.Фастовцу, они были на гребне испытаний и участвовали в становлении реактивной авиации. Если раньше летчик-испытатель фирмы думал о полетах, то теперь, к примеру, о том, где достать 3 тонны керосина, как преодолеть запреты в связи с долгами предприятия.
   — Замечаете ли Вы в себе героические черты?
   — Те, кто получил почетные звания, награды, просто удовлетворены тем, что начальство и правительство сочли возможным оценить наш вклад, нашу работу. На мой взгляд, летчики-испытатели приносят и приносили достаточно большую пользу стране. Можно было бы отнестись к ним повнимательнее. У кого-то нет нормального жилья, и для них квартира было бы более ощутимой наградой.
   — А кто, по-вашему, стал героем нашего времени?
   — Для любителей триллеров, наверное, «малиновый пиджак». А на мой взгляд, герои наших дней — люди, способные прекратить унижение сограждан.
   — А они есть?
   — Возможно, есть, но им достаточно сложно попасть туда, где принимаются решения. К тому же правящая верхушка, как правило, превращает людей в себе подобных или их отторгает.
   — Герой нашего времени среди политиков?
   — Все творящиеся в стране безобразия — вопрос политики. Почему мы не получаем зарплату? Правительство, руководство не может найти деньги, но и не хочет уйти в отставку. Поэтому у нос, как любит говорить Павел Власов, героизм одних — это результат попустительства и неграмотности других.

Записала Е.Борисова

< < «Мне было легко и просто смотреть на небо и звезды...» «Полковник Северного флота» > >

Рейтинг@Mail.ru Топ-100