Е-155МП

многоцелевой истребитель

    В 1966 году в ОКБ-155 Московского машиностроительного завода «Зенит» приступили к исследованиям по созданию авиационного всевысотного комплекса перехвата С-155М, основой которого должен был стать однокилевой истребитель-перехватчик Е-155МП и ракетоносец-бомбардировщик Е-155МФ с крыльями изменяемой стреловидности. Для повышения запаса путевой устойчивости рассматривалось применение дополнительных (одного или двух) складывающихся подфюзеляжных килей. Основой для него стал проект перехватчика Е-158 (1965 г.)
В соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 24 мая 1968 г. Е-155М создавался в трех основных вариантах: истребителя-перехватчика Е-155МП, фронтового разведчика-бомбардировщика Е-155МФ и самолета-разведчика Е-155МР.Модель перехватчика Е-155МП Основу системы управления вооружением перехватчика «Заслон» впервые в мире должна была составить РЛС с фазированной антенной решеткой (ФАР) «Заслон-1» («Смерч-100М»), которая могла обеспечить обнаружение воздушных целей всех типов на значительных дальностях во всем диапазоне высот и скоростей полета, в т.ч. маловысотных целей, совершающих полет на фоне земли.
Она с 1968 г. разрабатывалась НИИ Приборостроения для Ту-148. Пространственное сканирование луча в этой РЛС осуществлялось электронным способом, что позволило обеспечить обзор широкого телесного угла и отказаться от механических приводов антенны с их малым быстродействием, решить проблему сопровождения и атаки большого количества целей без ограничений по углам.
Основу вооружения самолета должны были составить управляемые ракеты дальнего действия К-33 (после принятия на вооружение — Р-33) с катапультным стартом класса «воздух-воздух».
Их дополняли самонаводящиеся ракеты средней дальности Р-40Т (впоследствии Р-40ТД с тепловой ГСН, входившие в арсенал перехватчика МиГ-25П и в больших количествах находившиеся на складах, а также ракеты ближнего боя с инфракрасными головками самонаведения Р-60.
В качестве дополнительного вооружения в 1968 году рассматривался оптический прицел АСП-23 и встроенная в планёр двуствольная пушка АО-9 (ГШ-23), впоследствии замененная шестиствольной АО-19 (ГШ-6-23). Рассматривалась возможность подвески и контейнеров УПК-23, правда, в перегрузку под крылом или вместо ракет К-33.
В состав арсенала Е-155МП включили также блоки неуправляемых реактивных снарядов С-5К, С-5М, АРС-70-80, АРС-240-300 и С-24, калибра от 57 до 240 мм, бомбы и зажигательные баки на внешних подвесках.Варианты Е-155МП
Наведение на воздушные цели предполагалось осуществлять с помощью наземных систем «Воздух-1М» и «Электрон».
При проектировании машины ставка делалась, в частности, на перспективные двигатели РД36-41М и катапультные кресла К-36.
Самолет должен был иметь воздухозаборники, похожие на
воздухозаборники МиГ-25, но с улучшенной аэродинамикой. Экипаж из двух человек предполагалось разместить тандемом в кабине под общим фонарем с откидывающимися вверх-назад подвижными частями. Был также вариант с размещением летчиков «бок-о-бок».
Крылом изменяемой геометрии и однокилевым оперением с форкилем самолет весьма походил на МиГ-23. Для работы с грунтовых или ледовых аэродромов основные опоры шасси собирались оснастить двухколесными тележками, что позволило бы снизить удельное давление на грунт.
Аванпроект Е-155МП (518-21) был подготовлен в 1968 г. Постановлением предусматривался срок предъявления самолета на государственные совместные испытания в 4-м квартале 1971 г., однако дальнейшие исследования по теме выявили необходимость пересмотра схемы самолета: при существующей компоновке скороподъемность и практический потолок перехватчика оказывались ниже заданных, а его конструкция слишком тяжелой.
В 1969 г. началась разработка модифицированного проекта Е-155МП (изд.518-22). В 1971 г. для него была окончательно утверждена схема с фиксированным трапециевидным крылом, конформной подвеской ракет К-33 под фюзеляжем и двухместной кабиной экипажа (летчик и оператор) по схеме «тандем». В качестве силовой установки были выбраны двигатели Д-30Ф-6 конструкции Пермского МКБ (главный конструктор П.А.Соловьев). Модель "изделия 518-55"
Другой проект, «изделие 518-55», весьма походил на будущий реализованный МиГ-31.
Самолет должен был нести четыре ракеты Р-33 под фюзеляжем, имел двухколесную тележку главных опор шасси с тандемным расположением колес. Трапециевидное крыло предполагалось выполнить с большими корневыми наплывами и отогнутой задней кромкой. Работы по «изделию 518-55» не продвинулись дальше эскизного проектирования.
Одним из новых требований, предъявленных к перехватчику, стала возможность ведения полуавтономных боевых действий в условиях отсутствия сплошного радиолокационного поля ПВО на крайнем Севере и Дальнем Востоке страны. Учет новых требований привел в 1972 г. к разработке эскизного проекта истребителя-перехватчика Е-155МП (изд.83).

Схема Е-155МП (518-21)

Источники информации:

  1. История и самолеты ОКБ МиГ / ООО «Крылья России», АНПК «МиГ», 1999, CD-ROM /
  2. Авиация и космонавтика №8 1999
  3. Чемодан из Гастронома МиГ-31 / А.Ларионов; Мир Авиации №3-99 /
  4. МиГ-31: Непревзойденный истребитель-перехватчик / Н.Якубович, ООО «Издательство «Яуза», ООО «Издательство «Эксмо», 2018 /