МиГ-25ПУ (изд.22) «FoxBat-C»

учебный вариант перехватчика

МиГ-25ПУ
В связи с тем, что возникла необходимость обучения пилотов для работы с таким необычным самолетом, как МиГ-25, была разработана и испытана учебно-тренировочная версия нового МиГа. Прототип был разработан на базе перехватчика. Заинтересованность в спарке высказал и заказчик — авиация ПВО.
Официально самолет создавался по решению Военно-промышленной комиссии при Совмине СССР от 7 июля 1965 г.
МиГ-25ПУ
Носовая часть самолета до шпангоута № 1 была переконструирована для размещения там кабины инструктора (подобное решение было испытано на самолетах Ту-128У и Як-28У).

Самолет имел двойное управление и систему для переговоров экипажа. Оборудование кабин было сделано по типу перехватчика. Из-за того, что передняя кабина заняла место РЛС, на самолет установили оборудование имитации действия РЛС и учебные варианты ракет Р-40Т — БЛ-46.

Первый прототип «спарки» в августе 1969 г. был переделан из серийного МиГ-25П №0405 (он имел оригинальный синий бортовой номер «У01»). Первый вылет на нем выполнил 28 октября того же года П.М.Остапенко. Государственные испытания машины завершились в июле 1971 г. Особых замечаний высказано не было, разве что на больших числах М начиналась тряска. Было решено не заниматься доводкой самолета и установить ограничение по скорости М=2,65.

Серийное производство МиГ-25ПУ (изд.22) начато в 1970 году. в Горьком, которое продолжалось до 1985 г. Всего было изготовлено около 180 экземпляров этих машин.

В 1977 году один из самолетов МиГ-25ПУ (бортовой номер 51) приготовили для побития некоторых мировых рекордов.
31 августа пилот С.Е.Савицкая достигла высоты полета 21209,9 м, а 21 октября на дистанции 500 км была достигнута скорость 2466,1 км/ч. 12 апреля 1978 года опять же Светлана Савицкая пролетела по замкнутому маршруту в 1000 км со средней скоростью 2333 км/ч. Самолет зарегистрирован в ФАИ под индексом Е-133.

МиГ-25ПУ СОТН б/н 22МиГ-25ПУ-СОТН — летающая лаборатория программы «Буран» («22»)

В программе «Буран» использовался опытный самолет, переоборудованный из варианта МиГ-25ПУ (бортовой № 22). С 17 апреля 1985 года он служил для разработки и уточнения алгоритмов управления траекторией ВКС «Буран» во время полета на высотах ниже 20000 м, регистрации параметров аппаратуры автоматического управления, испытания бортовой телевизионной аппаратуры, подготовки и тренировки экипажей «Бурана». Бортовая система, разработанная в НПО «Молния» и Институте телевизионных систем и включающая видеокамеры SONY DXM-3Р, видеомагнитофон 4800РS, монитор DX-50, передатчик KL-108 и антенну MB-10; была размещена в передней кабине самолета. Наземный пункт контроля оснащался приемником KL-123, антеннами ближнего и дальнего действия, а также аппаратурой управления и регистрации.Схема МиГ-25ПУ-СОТН
Самолет МиГ-25ПУ-СОТН (самолет оптико-телевизионного наблюдения) с высоты около 18000 м летел с выпущенными тормозными щитками, шасси и задросселированными двигателями, проводя контроль полета аналогов «Бурана», роль которых выполняли специальные самолеты МиГ-25РБК (бортовой № 02) и МиГ-31 (бортовой № 97). Во время первого этапа испытаний выполнено 15 полетов, где проверялась работа системы, дальность ее действия и помехозащищенность. Оказалось, что в 85 % случаев сигнал, передаваемый на наземную станцию, проходил без помех, а наиболее сильные помехи создавали радиовысотомеры других самолетов, находящихся вблизи зоны испытания.
Второй этап испытаний проходил в августе-сентябре 1986 года с целью оптимизации параметров передачи и оценки влияния исследуемого объекта на ее качество. Выяснилось, что оптимальное удаление около 10 метров. Это повлияло на то, что монитор разместили также в кабине пилота, модифицировали форму фонаря передней кабины и применили видеокамеру системы ВЕТАСАМ.
Заключительные испытания проведены с 11 по 16 октября 1986 года в районе Евпатории. В ходе их было выполнено 10 полетов с использованием полного состава модифицированной аппаратуры.
15 ноября 1988 во время возвращения «Бурана» из орбитального полёта его сопровождал МиГ-25ПУ-СОТН, передававший информацию о внешнем состоянии «Бурана» во время посадки. Пилотировал самолет летчик-испытатель М.О.Толбоев, бортоператор С.Жадовский – вел видеосъемку и репортаж.
Самолет МиГ-25ПУ-СОТН, после использования в программе «Буран», служил для испытаний других опытных самолетов.

Описание
Разработчик ОКБ А.И.Микояна
Обозначение МиГ-25ПУ
Кодовое наименование НАТО FoxBat-C
Тип учебный самолет
Первый полет 28.10.19б9
Экипаж, чел 2
Геометрические и массовые характеристики
Длина самолета, м 22,3
Размах крыла, м 14,056
Площадь крыла, м2 61,9
Масса взлетная, кг 35130
Силовая установка
Число двигателей 2
Двигатель ТРДФ Р-15Б-300
Тяга двигателя, кгс (кН) максимальная 7500
форсаж 11200
Летные данные
Дальность полета, км M=2,5 1280
M=0,85 1780
Максимальная скорость полета на высоте, км/ч (М=) 2800 (2,65)
Практический потолок, м 20400
Вооружение
УР «воздух-воздух» 4 х БЛ-46

Схема МиГ-25ПУ
МиГ-25ПУ б/н 94

МиГ-25ПУ

Источники информации:

  1. «Энциклопедия вооружений» / «Акелла», 1996 — CD-ROM /
  2. «Энциклопедия вооружений» / «Кирилл и Мефодий», 1998 — CD-ROM /
  3. «Истребители» / В.Ильин, М.Левин, 1997 /
  4. МиГ-25 и его модификации / Su-27 Flanker in life and in game /