Т-4П

В мае 1964 г. в ГКАТ СССР поступили предложения ВВС по основным направлениям развития авиационной и космической техники на 1966-1970 гг. Этими направлениями предусматривалось не только «…завершение разработки ударно-разведывательного варианта самолета Т-4 и создание на его базе самолета-разведчика с доразведчиком и комплексом аппаратуры разведки с больших и малых высот и самолета обеспечения (постановщика помех) с комплексом средств групповой защиты самолетов», но и «Научно-исследовательская проработка по созданию на базе этого же самолета перехватчика-рейдера. …»
В начале 1970 г. МЗ «Кулон», проведя предварительные изыскания, подготовил предложение о создании модификации самолета Т-4 в варианте авиационного ракетного комплекса дальнего перехвата (АРК ДП) Т-4П, выполненной в соответствии с ТТТ ПВО 1968 г.
Комплекс Т-4П предназначался для прикрытия северных и северо-восточных районов Советского Союза и районов Ледовитого океана, не имеющих развернутой сети средств наземного радиолокационного обеспечения, от проникновения самолетов стратегической, тактической и разведывательной авиации противника, а также ракет класса «воздух-земля».
Большая дальность действия перехватчика и большая скорость полета позволяла также использовать его для ликвидации прорыва самолетов противника в случае подавления системы ПВО в районах с развитой сетью средств наземного обеспечения.
Самолет Т-4П обеспечивал перехват воздушных целей летящих со скоростями до 4500 км/ч на высоте до 35000 м, а также целей, летящих у земли на высотах до 50 м со скоростями до 1600 км/ч. Система вооружения позволяла самолету осуществлять атаки под любым ракурсом с превышением цели до 17000 м и с принижением ее относительно перехватчика до 15000 м.
В состав АРК ДП входили:
а) двухместный истребитель-перехватчик Т-4П с четырьмя двигателями РД-36-41;
б) комбинированная теплорадиолокационная система управления реактивным оружием «Смерч-100» или «Заслон»;
в) система ракетного управляемого вооружения, состоящая из шести-восьми ракет К-100 с РГС.

Самолет Т-4П представлял собой двухместный низкоплан с передним горизонтальным оперением, с треугольным крылом переменной стреловидности по передней кромке, с отклоняемой передней частью фюзеляжа, с трехколесным убирающимся шасси и герметической кабиной.
Конструкция самолета выполнена в основном из титана и стали.
Шасси самолета — убирающееся трехопорное и состояло из передней опоры и двух основных, установленных в мотогондоле. На каждой основной опоре имелись по четыре тормозных колеса КТ-163, а на передней опоре — два колеса КТ-132 без тормозов. Основные опоры при уборке разворачивались на 90° с запрокидыванием тележек колес на 70°.
Управление самолетом осуществлялось посредством элевонов и руля направления. Отклонение элевонов и руля направления осуществлялось четырехкратно дублируемой электрогидравлической системой дистанционного управления (СДУ-4).
Силовая установка самолета состояла из четырех двигателей РД-36-41 со статической тягой 16000 кг каждый, установленных пакетом в мотогондоле под центральной частью крыла. Мотогондола имела два воздухозаборных устройства с регулируемыми панелями, створками подпитки и створками перепуска. Управление двигателями осуществлялось автоматической дистанционной системой АСДУ-30 и автоматом управления тягой АУТ, обеспечивающим стабилизацию и управление скоростью самолета при заходе на посадку. Топливо массой 53000 кг размещалось в четырех герметичных баках-отсеках фюзеляжа и расходном мягком баке, расположенном в мотогондоле.
Бортовое оборудование АРК ДП включало: бортовую РЛС, навигационное и радиосвязное оборудование.
Состав навигационного оборудования включал:

  • — бортовую цифровую вычислительную машину (БЦВМ) для отработки всей поступающей на борт информации и выработки команд;
  • — инерциальную систему для определения места положения самолета (МИС);
  • — допплеровский измеритель путевой скорости и угла сноса (ДИСС);
  • — радиотехническую систему ближней навигации и посадки (РСБН);
  • — систему автоматического управления самолетом (САУ);
  • — датчик скорости;
  • — радиовысотомер малых высот;
  • — радиовысотомер больших высот;
  • — аппаратуру линии связи «Радуга»;
  • — самолетный ответчик СО-69;
  • — систему воздушных сигналов.

Состав радиосвязного оборудования включал:

  • — систему государственного опознавания «Пароль-2»;
  • — связную радиостанцию «Эвкалипт-СМ»;
  • — коротковолновую радиостанцию «Протон»;
  • — самолетное переговорное устройство СПУ-9;
  • — магнитофон МС-61;
  • — блок речевых команд «Алмаз»;
  • -систему предупреждения об облучении.

Система вооружения состояла из 6-8 ракет класса «воздух-воздух» типа К-100. Ракеты размещались в трех специальных контейнерах, подвешенных под фюзеляжем и консолями крыла. В каждом контейнере находились две ракеты. Подфюзеляжный контейнер выполнялся в двух вариантах с размещением двух или четырех ракет. Внутри каждого контейнера имелись две (четыре) выдвижные независимые пусковые установки, система охлаждения аппаратуры ракет, механизм открытия створок контейнера и выдвижения пусковой установки. После выдачи команды на подготовку к отцепке ракеты, створки контейнера раскрывались и убирались внутрь, пусковое устройство вместе с ракетой с помощью параллелограммного механизма выдвигалось за пределы контейнера. После команды «отцепка» ракета отделялась от пусковой установки и через 3-4 с производился запуск ее маршевых двигателей. Ракета имела систему комбинированного наведения с телеуправлением на начальном участке и с переходом на самонаведение на конечном участке траектории.
Способы поиска и атаки цели АРК ДП зависели от характера информации о цели. Основными источниками информации в предполагаемом районе использования комплекса являлись наземные РЛС средней дальности (до 600 км) типа «Алтай», «Памир», «Лена», расположенные на островах, а также самолеты и корабли радиолокационного дозора, которые могли создавать радиолокационное поле с большими «провалами». Поэтому перехват целей мог осуществляться двумя способами. Первый предусматривал прямолинейный поиск цели, атака в этом случае производилась на встречных курсах под ракурсом. При этом перехватчик мог выполнить три-четыре атаки. Второй способ предусматривал поиск путем выбора соответствующей траектории, в этом случае перехватчик, получив информацию о цели, начинал движение в расчетную точку встречи и если цель не была обнаружена, осуществлялся ее поиск по логарифмической спирали, представляющей геометрическое место точек встречи его с целью. В данном случае атака осуществлялась в задней полусфере цели. Максимальный рубеж перехвата составлял 2400 км.
Работа по дальнему перехватчику Т-4П дальнейшего развития не получила.

Основные расчетные характеристики самолета Т-4П
Геометрические и массовые характеристики
Взлетная масса,кг 101350
Масса топлива, кг 53000
Летные данные
Скорость, км/ч (М=) максимальная 3300
крейсерская 3000-3200
Максимальные опорные высоты, м 21000-25000
Время барражирования, ч: 4хК-100 и подвесным баком 7
6хК-100 5,5
Длина разбега, м: БВПП 900
ГВПП 1300
Длина пробега (БВПП и ГВПП), м 1200

 

Характеристики РЛС на перехватчике Т-4П, работающей в радиолокационном и инфракрасном каналах с антеннами переднего и бокового обзора
В режиме РЛС
Дальность обнаружения целей типа Ту-16 с вероятностью 0,5 в передней полусфере, км 200-250
Дальность захвата целей типа Ту-16 с вероятностью 0,9 в передней полусфере, км 140-170
Дальность обнаружения целей в режиме бокового обзора, км 500
Дальность обнаружения целей в режиме бокового обзора, км 500
В режиме теплопеленгатора
Зона поиска: по азимуту ±20°
по углу места ±10°
Зона автосопровождения: по азимуту ±70°
по углу места ±70°

Указанные характеристики могли быть обеспечены РЛС типа «Смерч-100» или типа «Заслон».

Общий вид Т-4П Схема размещения вооружения на Т-4П

Источники информации:

  • Ударно-разведывательный самолет Т-4 / И.Бедретдинов, Ударно-разведывательный самолет Т-4 — М.: ООО Издательская группа Бедретдинов и Ко, 2005 г. /
  • Авиационный ракетный комплекс дальнего перехвата Т-4П / В.Проклов, «Авиация и космонавтика: вчера, сегодня, завтра» №1 2018 г. /