Ту-160М2

Ту-160 Петр Дейнекин23 октября 2014 года был одобрен проект модернизации системы управления и бортового оборудования строевых Ту-160 в вариант Ту-160М (изделие 70М). Вновь построенные Ту-160М2, вероятно будут оснащены тем же оборудованием. Это новое оборудование для вариантов М/М2 должно быть готово к 2020-2021 годам.
В апреле 2015 года министр обороны России С.К.Шойгу поручил проработать вопрос об возобновлении производства Ту-160 на Казанском авиазаводе им.С.П.Горбунова в глубоко модернизированном варианте. Решение о возобновлении производства было принято в мае 2015 года. Осуществляется масштабное техперевооружение Казанского авиазавода. На сегодняшний день это самая крупная модернизация авиационного производства в России. Значительные средства направлены на реконструкцию цехов основного производства, аэродромно-испытательного комплекса и инфраструктурные объекты. Главной целью является подготовка производства на КАПО для выпуска 50 самолетов при темпе три самолета в год. В производственной кооперации по созданию Ту-160 участвуют около 200 предприятий страны.
В рамках подготовки к производству новых Ту-160 была выполнена постройка из существующего задела стратегического бомбардировщика с заводским номером 0804. Выкатка самолета состоялась 16 ноября 2017 года, а в конце декабря он совершил первый полет. На этом самолете, получившем имя «Петр Дейнекин», проведена только малая модернизация, планер и двигатели остались прежними.
Полностью оцифрованная документация по новому ракетоносцу выпущена к середине 2018 года. В апреле гендиректор компании «Туполев» А.В.Конюхов сообщил, что первый самолет в облике Ту-160М2 уже строится.
25 января 2018 года Министерство обороны России и ПАО «Туполев» заключили контракт на поставку первых десяти модернизированных стратегических бомбардировщиков Ту-160М2 новой постройки. Стоимость контракта составляет, по известным данным, 160 млрд рублей, контракт рассчитан до 2027 года.
Самолеты нового производства Ту-160М2 («изделие 70М2») сохраняют прежнюю конструкцию планера, но будут оснащены модернизированными двигателями, новым бортовым оборудованием и вооружением. Первый новый Ту-160М2 планируется поднять в воздух в 2021 году.
Усовершенствованные двигатели для Ту-160М2 обозначаются как НК-32-02М2. За счет улучшения их экономичности, максимальная дальность самолета будет больше, как минимум, на тысячу километров.
Имеющаяся бортовая РЛС «Обзор-К» будет заменена на новую РЛС семейства «Новелла» НВ1.70, которой занимается АО «Заслон». Ульяновское КБП разрабатывает для Ту-160М новую кабину пилотов с ЖК-мониторами. На самолете будет также установлена навигационная система НО-70М с инерциальной системой БИНС-СП-1, системой астронавигации АНС-2009М, а также навигационный компьютер разработки МКБ «Компас». Ту-160М2 сможет прокладывать курс и без помощи спутниковых сигналов. Эта станет возможным благодаря инерциальной навигационной системе БИНС-СП-1: устройство даст возможность определять курс и скорость самолета за счет регистрации данных с лазерных гироскопов и кварцевых акселерометров.
Концерн Радиоэлектронные технологии (КРЭТ) создает принципиально новый комплекс бортовой обороны для Ту-160М2, который будет полностью интегрирован в авионику самолета. Свои технологические решения представили четыре предприятия — «Электроавтоматика» им. Ефимова, «Ульяновское конструкторское бюро приборостроения», «Техприбор» и радиозавод «Сигнал».
В нем планируется частично реализовать принцип интегрально-модульной авионики, когда каждый электронный блок самолета при необходимости сможет брать на себя функции других систем управления.
Бортовое радиоэлектронное оборудование для модернизированного ракетоносца КРЭТ разработает уже к 2020 году. Борт Ту-160М2 будет выполнен с элементами интегрированной модульной авионики, которая потом будет использована в ПАК ДА.
Самолет Ту-160М2 будет оборудован системой радиоэлектронной борьбы с улучшенными возможностями по преодолению противовоздушной обороны. Элементы нового комплекса КРЭТ частично отрабатывает на самолете Т-50 (ПАК ФА), что-то будет от комплекса «Гималаи», что-то будет от нового ПАК ДА.
Независимо от модернизации оборудования российские бомбардировщики получают новое вооружение. С 2003 года Ту-160 (и Ту-95МС) доработаны для применения ракет Х-555, которые являются неядерным вариантом ракеты Х-55. Примерно с 2011 года самолет может применять до 12 новых ракет с ядерной БЧ нового поколения Х-102 и ее неядерный вариант Х-101.
Специально для Ту-160М/М2 и ПАК ДА компания «Радуга» разрабатывает крылатую ракету Х-БД, которая является вариантом Х-101/102 с увеличенной дальностью.
Две другие ракеты разрабатываются для Ту-160 и ПАК ДА – это Х-СД и ГЗУР. Х-СД разрабатывается «Радугой», это дозвуковая крылатая ракета, в которой используется система наведения от Х-101, но ее корпус имеет более скромные размеры, похожие на американскую JASSM AGM-158. Ту-160М/М2 смогут поднимать до 12 ракет Х-СД на двух барабанных пусковых установках.
ГЗУР разрабатывается совместно головным предприятием АО «Корпорация тактическое ракетное вооружение» в Королеве и «Радугой» из Дубны в рамках программы ГЗУР (гиперзвуковая управляемая ракета). ГЗУР является ракетой, достигающей скорости 6М и дальности полета 1500 км при полете на большой высоте, способной поражать различные наземные цели.

Описание
Конструкция ПАО «Туполев»
Обозначение Ту-160М2
Обозначение НАТО BlackJack-M
Тип Стратегический ракетоносец-бомбардировщик
Первый полет
Экипаж, чел 4
Геометрические и массовые характеристики
Длина самолета, м 54,1
Размах крыла, м x = 20 град 55,7
x = 65 град 35,6
Высота самолета, м 13,2
Площадь, м2 базового крыла при x = 20° 293,15
крыла при x = 20° 400
крыла при x = 65° 360
поворотной части крыла при x = 65° 189,83
Взлетная масса, кг максимальная 275000
нормальная 267600
с аэродрома 1 класса 185000
Силовая установка
Число двигателей 4
Двигатель ДТРФ НК-32 серии 2
Тяга двигателя, кгс (кН) максимальная 14000 (137,2)
форсажная 25000 (245,7)
Удельный расход топлива, кг/кгс*час на дозвуке
на сверхзвуке
Летные данные
Максимальная скорость полета, км/ч (М=) на высоте 1800-2000
у земли 1030
Крейсерская скорость, км/ч 850
Практическая дальность полета, км с нормальной нагрузкой
с максимальной нагрузкой
Продолжительность полета, ч
Практический потолок, м 15600 (16000)
Вооружение
Крылатые ракеты КР-БД
Бомбовая нагрузка Свободнопадающие и управляемые авиабомбы