ВВА-14
Экспериментальный СВВП-амфибия
Конструкция. СВВП выполнен по схеме высокоплана с составным крылом из несущего
центроплана и консолей с разнесенным горизонтальным и вертикальным оперением и поплавковым взлетно-посадочным
устройством. Конструкция в основном выполнена из алюминиевых сплавов с антикоррозионным покрытием и кадмированных сталей.
Фюзеляж полумонококовой конструкции, переходящий в центроплан. В носовой части размещена трехместная кабина экипажа, отделяемая при аварийных ситуациях и обеспечивающая
спасение экипажа на всех режимах полета без использования катапультных кресел. За кабиной размещен
отсек силовой установки с 12 подъемными двигателями и отсек вооружения.
Крыло состоит из прямоугольного центроплана и
отъемных частей (ОЧК) трапециевидной формы в плане с углом поперечного V +2°
и заклинения 1°, образованных профилями с относительной толщиной 0,12. На
ОЧК имеются по всему размаху предкрылки, однощелевые закрылки и элероны.
С центропланом сопрягаются сигарообразные обтекатели, на которых размещается оперение и ПВПУ.
Оперение свободнонесущее, расположенное на обтекателях, стреловидное.
Горизонтальное оперение общей площадью 21,8 м2
имеет стреловидность по передней кромке 40°, снабжено рулями высоты общей
площадью 6,33 м2. Вертикальное оперение двухкилевое общей площадью
22,75 м2 имеет стреловидность по передней кромке
54°, общая площадь рулей направления 6,75 м2.
Пневматическое взлетно-посадочное устройство
включает надувные поплавки длиной 14 м, диаметром 2,5 м и объемом по 50 м3,
которые имеют по 12 отсеков. Для выпуска и уборки поплавков используется
сложная механогидропневмоэлектрическая система с 12 кольцевыми инжекторами (по одному на каждый
отсек). Воздух в систему подается от компрессоров маршевых двигателей. Для
транспортировки самолета на земле предусмотрено убирающееся трехопорное
колесное шасси с носовой опорой и главными опорами
на обтекателях по бокам поплавков, каждая опора имеет по два колеса.
Было использовано шасси серийного Ту-22.
Силовая установка комбинированная, состоит из двух маршевых двухконтурных двигателей Д-30М тягой
по 6800 кгс (генеральный конструктор П.А. Соловьев),
установленных рядом в отдельных гондолах сверху центроплана, и 12 подъемных ТРДД РД-36-35ПР тягой
по 4400 кгс (главный конструктор П.А. Колосов), установленных попарно с наклоном вперед в отсеке фюзеляжа с открывающимися
вверх створками воздухозаборников для каждой пары двигателей и нижними
створками с решетками, отклонение которых могло регулироваться. Подъемные
двигатели к началу летных испытаний не были доведены, и полеты самолета проводились без них. Предусматривалось использование
вспомогательной силовой установки с турбокомпрессором.
Топливная система включает 14 баков; два бака отсека и 12 протектированных баков общей емкостью
15 500 л. Предусматривалась установка системы заправки топливом на плаву.
Система управления обеспечивала управление аэродинамическими рулями
с помощью гидроусилителей, как на обычных самолетах, а управление на режимах вертикального взлета и
посадки и переходных режимах должно было осуществляться с помощью 12
струйных рулей, установленных попарно и использующих сжатый воздух, отбираемый от подъемных двигателей. Система автоматического управления обеспечивает стабилизацию по
тангажу, курсу и высоте на всех режимах полета.
Самолетные системы. Самолет оснащен всеми необходимыми для эксплуатации системами: противопожарной в отсеках силовой
.установки, противообледенительной с подводом горячего воздуха к носкам крыла,
оперения и воздухозаборников, имеются кислородная система и система кондиционирования воздуха.
Оборудование. На самолете было установлено необходимое для летных испытаний пилотажно-навигационное и радиосвязное оборудование и предусматривалось
использование новейшего оборудования для обеспечения автоматической стабилизации при взлете и посадке и
на маршруте для автономного полета в сложных метеорологических условиях. В
спасательном варианте СВВП предполагалось оснастить аварийно-спасательными радиосредствами. На противолодочном СВВП предполагалось использовать поисково-прицельную систему
«Буревестник», обеспечивающую поиск подводных лодок и определение координат
и необходимых данных для применения оружия. Для обнаружения подводных лодок
предполагалось использовать 144 радиогидроакустических
буя РГБ-1У и до ста взрывных источников звука, а также поисковый аэромагнитометр «Бор-1».
Вооружение. В противолодочном варианте предполагалось разместить в бомбоотсеке различное
вооружение общим весом до 2000 кг: 2 авиационные торпеды или 8 авиационных мин
ИГМД-500 (при увеличении боевой нагрузки до 4000 кг) или 16 авиационных бомб ПЛАБ-250. Для
обороны на маршруте патрулирования предусматривался оборонительный комплекс,
обеспечивающий постановку активных и пассивных помех.
Описание | ||
---|---|---|
Конструкция | Р.Л.Бартини, ОКБ им.Г.М.Бериева | |
Обозначение | ВВА-14 (М-62) | |
Первый полет | 4 сентября 1972 г. | |
Тип | противолодочный СВВП-амфибия | |
Экипаж, чел. | 3 | |
Геометрические и массовые характеристики | ||
Длина самолета, м | 25,97 | |
Размах крыла, м | с законцовками | 30 |
28,5 | ||
Площадь крыла, м2 | 217,7 | |
Относительное удлинение | 4,585 | |
Высота самолета с выпущенными поплавками, м | 6,79 | |
Удельная нагрузка на крыло, кг/м2 | 294 | |
Взлетная масса, кг | 52000 | |
Масса пустого самолета, кг | с подъемными двигателями | 35356 |
итоговый вариант | 23236 | |
Масса полезной нагрузки, кг | 16644 | |
Масса топлива, кг | 14000 | |
Масса боевой нагрузки, кг | нормальная | 2000 |
максимальная | 4000 | |
Силовая установка | ||
Маршевые двигатели | 2 ДТРД Д-30М | |
Тяга двигателей, кгс | 2 х 6800 | |
Подъемные двигатели (проект) | 12 ДТРД РД-36-35ПР | |
Тяга двигателей , кгс | 12 х 4400 | |
Летные данные (расчетные) | ||
Скорость, км/ч | максимальная на высоте 6 км | 760 |
крейсерская | 640 | |
барражирования | 360 | |
Практическая дальность полета, км | 2450 | |
Практический потолок, м | 8000-10000 | |
Вооружение | ||
Авиационные торпеды | 2 | |
Авиационные мины ИГДМ-500 | 8 | |
Авиационные бомбы ПЛАБ-250 | 16 |
Источники информации:
- Европейские самолеты вертикального взлета / Е.И.Ружицкий, Москва, 2000 /
- Фотоархив 1968-1990 / ТАНТК им.Бериева /
- VVA-14 R.L.Bartini/ G.M.Beriev / Авиамузей А.Савина /
- VVA-14 / WIG page /