
Ил-76СК (976 СКИП)
самолетный командно-измерительный пункт
В середине 70-х гг. в связи с созданием ударных комплексов авиационного и морского
базирования большой дальности возникла необходимость в многофункциональных
мобильных командно-измерительных комплексах, обеспечивающих проведение летных испытаний авиационной техники на протяженных необорудованных трассах,
включая обеспечение траекторных и телеметрических измерений, сбор, обработку
и передачу в реальном времени информации, оперативное управление ходом летных
испытаний, радиоуправление беспилотным ЛА, обеспечение безопасности трасс, в том числе ликвидацию изделий при нештатных ситуациях.
Основой этих комплексов стали многофункциональные командно-измерительные
пункты на базе самолетов Ил-76, созданные впервые в отечественной и мировой практике.
Машины, получившие название СКИП-Ил-76, созданы ЛИИ совместно с ТАПО имени В.П.Чкалова, ОКБ МЭИ,
НПО "Ленинец", КБ МРТЗ, МКБ "Радуга" и др. на
основе наработок ТАНТК им. Г.М.Бериева по А-50.
В 1977 году было принято решение о строительстве двух самолетных командных измерительных пунктов (СКИП) на базе самолетов Ил-76 (сер.№ 0708) и Ил-76М (сер. № 1107).
Международная политическая обстановка того времени требовала срочного проведения испытаний новой техники, поэтому уже в 1978 г. на ЛЛ Ил-18РТЛ в ЛИИ начались испытания аппаратуры и антенн для СКИП.
Оборудование «семьдесят шестых» под названием «тема № 676» производилось на Ташкентском авиационно-производственном объединении им. В.П.Чкалова в рекордно короткие сроки.
Самолет «676» (СССР-86721) и самолет «776» (СССР-86024) вместо хвостовой турели получили магнитометр, закрытый обтекателем в виде усеченного конуса; у первой машины обтекатель темно-серый с обрубленным концом, у второй - белый с полусферическим задним концом. По бокам киля имеется по одной Г-образной антенне, еще две - над пилотской кабиной, а снизу за носовой опорой шасси - две шлейфовые антенны.
В 1977-83 гг. они выполнили более 600 полетов в обеспечение испытаний крылатых ракет. Это существенно снизило капитальные затраты на строительство наземных измерительных трассовых пунктов.
В частности, самолеты СКИП участвовали в испытаниях ракетоносца Ту-160, засекая пробные пуски крылатых ракет РКВ-500.
В 1986-87 гг. ЛИИ в той же кооперации были созданы еще 5 СКИПов на базе Ил-76МД («самолет 976»).
Самолеты имели аэрофлотовскую раскраску и гражданские номера с СССР-76452 по СССР-76456.
Эти самолеты позволяют обеспечивать автономное решение всех необходимых задач полигонных испытаний в любом географическом районе. при этом
дальность сопровождения объектов составляет от 400 км для маловысотных объектов до 2...3 тыс.км для высоколетящих, а
при групповом использовании СКИП - более 10000 км.
Внешне они похожи на А-50 и оборудованы вращающимся модулем РФ-2 диаметром около 11 м и высотой 1,5 м, но отличаются наличием застекленной кабины штурмана.
Перед центропланом установлены антенны спутниковой связи, закрытые большим обтекателем, а на концах крыла - цилиндрические контейнеры с аппаратурой, на которых смонтированы аэронавигационные огни. Передние и задние части контейнеров радиопрозрачные и закрывают плоские излучатели антенн.
Впервые «самолет 976» был продемонстрирован на авиасалоне МАКС 99.
Из пяти построенных «976» первые четыре в 1990-е годы и в начале 2000-х годов были выведены из эксплуатации и поставлены на хранение в Жуковском.
Самолет CCCР(RA)-76456 был в 2001 году продан в Китай и к 2004 году конвертирован по заказу китайской стороны в летающую лабораторию в Ил-76ЛЛ для испытаний перспективных китайских авиационных двигателей.
В результате переоборудования с самолета демонтирован радиотехнический комплекс во вращающемся дисковом обтекателе над фюзеляжем, а вместо левого внутреннего штатного двигателя Д-30КП установлена специальная гондола для опытных двигателей. После завершения испытаний ЛЛ 76456 в ЛИИ борт был передан заказчику - Китайскому летно-испытательному центру CFTE.
Самолет 76454 был в 2007 году переделан в российскую летающую лабораторию Ил-76ЛЛ для испытаний двигателя SaM146 для самолета SSJ100.
Борта 76452 и 76453 находились на хранении в Жуковском примерно с 1995 года. В годовом отчете ОАО "Ил" за 2016 год сообщалось, что "в целях реализации программ ФГУП «Росатом» начаты работы по ремонту и модернизации двух самолетов Ил-976 СКИП".
Самолетами СКИП, "реанимированными" по данному проекту, с установкой нового оборудования стали борта 76452 и 76453. Они были подняты в воздух в августе 2017 года и в последние несколько месяцев активно летали на испытаниях.
Судя по наличию на окрашенном борте 76453 эмблемы саровского РФЯЦ-ВНИИЭФ, занимающегося разработкой ядерных боевых блоков баллистических ракет, обновленные СКИПы предназначены для обеспечения испытаний именно таких блоков.
Единственным эксплуатируемым самолетом СКИП в исходном облике к 2017 году остается борт 76455.
Описание | |
---|---|
Разработчик | ЛИИ им.М.М.Громова |
Обозначение | 976 СКИП (Ил-76СК) |
Тип | самолетный командно-измерительный пункт |
Экипаж, чел | |
Геометрические и массовые характеристики | |
Длина самолета, м | 46,6 |
Размах крыла, м | 50,5 |
Площадь крыла, м2 | 300,00 |
Силовая установка | |
Число двигателей | 4 |
Тип двигателя | ТРДД Д-30КП |
Мощность двигателя, кгс | 4х 12000 |
Источники информации:
- Летные исследования и испытания беспилотной авиационной техники / В.В.Цыплаков, А.А.Кондратов, Вестник авиации и космонавтики №2 2001 /
- Все цвета Радуги / «Вестник воздушного флота /
- МАКС 99. Фоторепортаж А.Степанова / Авиабаза =Kron= /