ОКБ-49
Translate on
AVIATION TOP 100 - www.avitop.com Avitop.com
Авиационный топ. Числа - место в рейтинге, хитов всего и хитов в среднем за день.

А-40 «Альбатрос»
многоцелевой самолет-амфибия

    А-40 разработан прежде всего как противолодочный самолет, способный за непродолжительное время обследовать обширные водные пространства, обнаружить подводную лодку с помощью бортовых средств обнаружения и поразить ее имеющимся у него оружием.Взлет А-40 с аэродрома
    Разработка амфибии началась в АНТК им. Г.М. Бериева в 1983 г. Поскольку с хрущевских времен гидроавиация была не в почете, за подпись министра МАПа Козакова на постановлении по А-40 главному конструктору А.К.Константинову пришлось подписать навязываемый проект по авиационному комплексу, ничего общего с гидроавиацией не имеющего, а по своей сложности похлеще А-50...
    А-40 «Альбатрос» стал самым крупным из существующих в настоящее время самолетов-амфибий. Первая из двух опытных амфибий совершила первый полет в декабре 1986 г. (командир экипажа Е.А.Лахмостов). В ноябре 1987 г. состоялся первый взлет А-40 с воды. В процессе испытаний на «Альбатросе» установлено 126 мировых рекордов (позднее их число возросло до 140 !). В том числе по скороподъемности (на 3000 метров с грузом 10 тонн он взлетает за 3 минуты), по крейсерской скорости (с 10 тоннами 745 км/час), по высоте горизонтального полета (с тем же грузом - 13 тысяч метров). Эта уникальная машина, созданная совместными усилиями «бериевцев», специалистов ЦАГИ и других отраслевых научных центров страны, по своему аэродинамическому совершенству и летным характеристикам не уступает сухопутным самолетам аналогичной весовой категории. На А-40 реализована величина максимального аэродинамического качества порядка 17, что практически соответствует аналогичному показателю такого самолета, как Ту-154, и на 5-6 единиц больше, чем на предшествующих гидросамолетах. Благодаря этому, А-40 способен летать на дальность 5500 км со скоростью 700-800 км/ч. Одновременно на «Альбатросе» удалось достичь и чрезвычайно высоких гидродинамических характеристик. Мореходные качества самолета-амфибии обеспечили возможность его эксплуатации при ветровой волне высотой до 2 м и зыби до 1 м.Взлет А-40 с акватории
    Самолет А-40 принят на вооружение в 1990 г. Он должен был заменить самолеты ПЛО Бе-12 и Ил-38 в решении задач противолодочной обороны в средней и дальней зонах. Но в 1991 г., в самый разгар успешно проходящих летных испытаний, было принято решение о демонстрации А-40 на международном авиакосмическом салоне в Ле-Бурже. В результате с самолета пришлось снять специальное оборудование, темп испытаний был нарушен. А вскоре в нашей стране произошли известные политические события, повлекшие за собой резкое сокращение расходов на оборону. В результате средств для завершения программы испытаний А-40 и развертывания его серийного производства не нашлось.
    В начале 1992 г. вооруженные силы России заказали первые 20 противолодочных самолетов А-40. Даже велись переговоры (1993 г.) о поставке 25 самолетов королевским ВМС Великобритании! Но позднее ВМФ России сделали выбор в пользу противолодочного варианта Ту-204.модель А-40М
    На международных авиавыставках во Франции, Сингапуре, Новой Зеландии и Англии «Альбатрос» получил высокую оценку и вызвал большой интерес зарубежных специалистов. Принял он участие и в очередном «Гидроавиасалоне-2000» в г.Геленджике. Здесь была впервые продемонстрирована модель новой противолодочной модификации «Альбатроса» - А-40М. В отличие от своего предшественника новый самолет оснащен двумя винтовентиляторными двигателями Д-27 (2х14000 л.с.), установленными на надкрыльевых пилонах. Запорожским объединением «Мотор Сич» на авиасалоне была представлена программа адаптации Д-27 применительно к использованию на гидросамолете. Применение более мощных и экономичных двигателей позволит улучшить характеристики «Альбатроса» (в первую очередь - характеристики дальности).
    Судя по конфигурации радиопрозрачных обтекателей и антенн, А-40М должен нести новое, более совершенное радиоэлектронное оборудование. По словам заместителя командующего морской авиацией контр-адмирала Лавро, сказанным в ходе работы авиасалона, «есть уверенность, что А-40М найдет свое место в ВМФ».
    Прорабатывались проекты пассажирского (Бе-40П - 105 пассажиров) и грузопассажирского (Бе-40ПТ - 37-70 пасс.) вариантов А-40.Надувной трап спасательного варианта А-40
    На базе А-40 разработан его поисково-спасательный вариант А-42 (Бе-42) с двумя шестиместными спасательными моторными лодками ЛПС-6 и пассажирский самолет-амфибия Бе-200, рассчитанный на перевозку 68 пассажиров.
    Бе-42 имеет большой бортовой люк (1,8 х 2 м) в передней части. Через него при нахождении самолета на плаву спускается лодка со спасательной группой и подбираются постадавшие. Для оказания срочной помощи предусмотрен медицинский отсек, оснащенный современным оборудованием. На борту можно разместить 54 человека. Самолет Бе-42 планируется оснастить новыми турбо-винтовентиляторными двигателями Д-27 разработки ЗМКБ «Прогресс». Дальность полета Бе-42 с полной нагрузкой - 2700 км, а с дозаправкой в воздухе - до 11000 км.
    В Таганроге завершаются работы по строительству первого экземпляра Бе-42, заинтересованность в закупке которого проявляет авиация ВМФ. Трагедия подводных лодок «Комсомолец» и «Курск» со всей очевидностью подтвердила необходимость наличия в составе морской авиации современного скоростного и мореходного самолета-амфибии, способного в кратчайший срок прибыть к месту аварии, установить ее характер, масштабы и, если это возможно, оказать помощь экипажу терпящего бедствие корабля.

В отличие от Бе-12 у А-40 трехстоечное шассиА-40 - крупнейшая амфибия в мире!В пожарном варианте А-40 может набирать до 30 т воды во время глиссирования
А-40 в полетеА-40 на ВПП

Источники информации:

  1. «Самолеты спецназначения» / В.Н.Шунков, 1998 /
  2. Многоцелевой самолет-амфибия А-40 “АЛЬБАТРОС” / НИИЭАП /
  3. Энциклопедия современных вооружений. Версия 2.0 / «Акелла» /
  4. ТАНТК им.Бериева
  5. А-40 «АЛЬБАТРОС» / Уголок неба /
  6. Авиация и космонавтика № 10.2000
  7. Путь к «Альбатросу» / В.М. Мартыненко, Таганрог, 2000 г. /
  8. Гордость России. Фотоколлекция / ЛАНА-Пресс, 1997, CD-ROM /
к началу страницы

[На старт] [Испытатели] [Библиотека] [Россия] [Авиамузей] [Музыка] [Видео] [Webmaster]

Copyright © 1998-2017 =SB=

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100