П-35 (4К44, изделие «Б» и «Д»)
крылатая противокорабельная ракета
17 августа 1956 года вышло Постановление СМ CCCР №
1149-592 о начале разработки противокорабельных крылатых ракет П-6 и П-35. Обе ракеты проектировались в ОКБ-52 В.Н.Челомея и мало отличались друг от друга. П-6
предназначалась для подводных лодок, а П-35 - для надводных кораблей.
Главной задачей комплекса П-35 было избирательное поражение надводных кораблей противника за пределами радиогоризонта. В процессе создания
комплекса П-35 необходимо было решить целый ряд проблем, аналогичных проблемам, связанным с комплексом П-6. Для реализации избирательного поражения цели в СУ
также был положен (аналогично комплексу П-6) принцип телеуправления. На ракете устанавливался специально разработанный турбореактивный двигатель, на котором
для уменьшения потерь на входе двигателя впервые был поставлен воздухозаборник с коническим центральным телом. При первых лабораторных испытаниях
помехозащищенности СУ были получены количественные характеристики и показана возможность использования СУ комплекса П-35 в условиях организованного
радиопротиводействия.
Много проблем необходимо было решить при проектировании бортовой системы управления и размещении ее в ограниченном объеме.
Принципиальным для корабельной системы управления была разработка радиолиний телеуправления, работающих в трех различных диапазонах волн с единым
комплексированным антенным постом. Антенный пост с общим электрогидравлическим приводом объединял три широкодиапазонных антенных устройства и конструктивно
вписывался в носовую часть рубки ПЛ. Такое оригинальное решение позволило применить на ПЛ антенны с высокой направленностью.
Обширная программа экспериментов была проведена в ЦАГИ по определению аэродинамических характеристик КР. Руководил этой работой и принимал
непосредственное участие в экспериментах академик А.А.Дородницин. Модельные испытания позволили получить значения основных аэродинамических характеристик и
уточнить теоретические расчеты.
Пусковые установки для П-35 СМ-70, СМ-82 и СМЭ-142
проектировались ЦКБ-34 совместно с ЦНИИ-173 (приводы наведения), а
изготавливались на заводе «Большевик». Задание на разработку штатной пусковой
установки СМ-70 для крейсеров проекта 58 было выдано ЦКБ-34 в декабре 1956 года.
Четырехконтейнерная пусковая установка СМ-82 предназначалась для наземных
испытаний комплекса, а одноконтейнерная пусковая установка СМЭ-142 - для
испытаний на опытном судне ОС-15 (переоборудованный в 1959 году сухогруз «Илеть»).
Первый пуск ракеты П-35 состоялся 21 октября 1959 года (с плавающего стенда).
Испытания на опытном судне ОС-15 проводились на Каспийском море на полигоне в
районе Красноводска. Первый пуск состоялся 27 июля 1960 года. Первая серия из
семи пусков дала неудовлетворительные результаты и потребовала доработки системы
управления АПЛИ-1.
Последующие летные испытания с 4-го квартала 1962 года были
более успешными. Ряд пусков был проведен по мишеням: недостроенному лидеру
эскадренных миноносцев «Киев» проекта 48 и танкеру «Низами». Одной ракеты,
причем с инертной боевой частью (без взрывчатого вещества), оказалось достаточно
для потопления лидера водоизмещением 2500 т. Ракета попала в левую скулу,
вскрыла палубу, как консервную банку, по длине около 50 м, далее ракета
разрушилась, а ее двигатель пробил днище, и через 3 минуты лидер затонул.
Параллельно с испытаниями П-35 шла достройка крейсеров
проекта 58. Первый корабль проекта 58 «Грозный» был заложен 23 февраля 1960 года
и спущен 26 марта 1961 года, в том же году на нем были смонтированы первые 2
счетверенные наводящиеся пусковые установки СМ-70. Всего на заводе им. Жданова в
Ленинграде были построены четыре крейсера проекта 58 («Грозный», «Адмирал
Фокин», «Адмирал Головко» и «Варяг»). В 1964-1968 годах на том же заводе были
заложены четыре больших противолодочных корабля проекта 1134 («Адмирал Зозуля»,
«Владивосток», «Вице-адмирал Дрозд» и «Севастополь»). Корабли проекта 1134
вооружили ракетами П-35, установленными в двух спаренных пусковых установках
КТ-35. Поворотного механизма пусковые установки не имели, и наведение установок
производилось поворотом корпуса корабля. По проекту предусматривалось размещение
четырех запасных ракет в погребах на верхней палубе. Однако в ходе строительства
кораблей от перезарядки ракет отказались.
На базе ракеты П-35 в 1966 году был создан подвижной береговой комплекс
«Редут», а позднее и стационарный - «Утес».
Были разработаны и другие модификации ракеты П-35. Так,
например, были выполнены проработки подвески КР П-35 под самолет, а также создан
вариант ракеты с увеличенной дальностью полета. Позднее были подготовлены
материалы размещения ракеты на скоростных катерах, а также ракеты с торпедой для
поражения подводных лодок. Разработка различных модификаций свидетельствует о
стремлении расширить область применения ракеты П-35. Это сыграло положительную
роль при последующих работах по созданию универсальных крылатых ракет различного
назначения.
Источники информации:
- Беспилотные летательные аппараты / С.М.Ганин, А.В.Карпенко, В.В.Колногоров, Г.Ф.Петров, СПб, Невский бастион, 1999 /
- Крылатые ракеты - национальное оружие России / Г.А.Ефремов /
- Крылатая противокорабельная ракета П-35 (П-6)
- SS-N-3 SEPAL, SSC-1a SHADDOCK / FAS /
- Фото С.А.Авилова