НПОмаш

3М-25А Метеорит-А
стратегическая универсальная ракета

Авиационный вариант СКР 3М25А "Метеорит-А"       Защита эскизного проекта комплекса авиационного базирования состоялась в январе 1979 г. Воздушный вариант «Метеорит-А» имел твердотопливный ускоритель в хвостовой части.
      Дальность стрельбы ракеты «Метеорит-А» составляла до 5000 км. Высота маршевого полета - 22-24 км при скорости около 3000 км/ч.
      В качестве маршевой двигательной установки был выбран турбореактивный двигатель. Уфимское КБ машиностроения разработало короткоресурсный ТРД КР-23, способный работать в широком диапазоне полетных условий: скорость от 0,4 до 3 М и высота от 0 до 24 км. За рубежом двигателей с таким диапазоном условий работы не было.
      Ключевое значение для повышения возможностей ракеты по прорыву ПВО имело достижение низкого уровня радиолокационной заметности. Была создана новая, не имевшая мировых аналогов, специальная электронная установка. Принцип ее действия основывался на эффекте поглощения внешнего электромагнитного излучения. При создании электронной установки использовались результаты научных разработок и экспериментов по маскировке космических аппаратов на высотах свыше 100 км. Такие эксперименты проводились ЦКБМ и НИИ тепловых процессов (ныне – Исследовательский центр имени М.В. Келдыша). Однако создание бортовой электронной установки для маскировки относительно крупноразмерного летательного аппарата, каким являлась крылатая ракета, летящего на высоте 20–25 км, было совершенно новой и сложной задачей. В этой области ранее не велись даже научно-исследовательские работы. Расчеты показали, что электронная установка будет иметь большую потребляемую мощность и высокое напряжение на исполнительных органах. Это создавало дополнительную сложность в условиях ограниченных возможностей бортовых источников электропитания крылатой ракеты и необходимости обеспечения электромагнитной совместимости специальной электронной установки с другими радиоэлектронными системами.
      Разработка электронной установки осуществлялась НИИ тепловых процессов под руководством члена-корреспондента АН СССР Виталия Иевлева. Установка была создана и прошла полный комплекс стендовых и натурных летных испытаний. В ходе летных испытаний ракеты «Метеорит» при включении электронной установки на индикаторах РЛС ПВО наблюдались уменьшение яркости отметки цели, неустойчивое сопровождение и пропадание отметки.
Ту-95МА с ракетой "Метеорит-А"       Снижение радиолокационной заметности ракеты также обеспечивалось за счет исключения резких изломов поверхности, большой стреловидности крыльев и стабилизаторов, широкого применения радиопоглощающих материалов и покрытий, использования внутри канала воздухозаборника двигателя специальной переотражающей решетки. Применение радиопоглощающих материалов и покрытий, а также специальной электронной установки обеспечило снижение эффективной поверхности рассеяния (ЭПР) ракеты на два-три порядка в зависимости от длины волны облучающей РЛС. Для снижения заметности ракеты в инфракрасном диапазоне спектра излучений на сопловой части маршевого двигателя была установлена специальная насадка, обеспечившая экранирование ИК-излучения факела.
      На ракете был установлен бортовой комплекс радиотехнической защиты, включавший широкополосный приемник сигналов работающих РЛС противника, станцию активных помех (САП) и буксируемые ложные цели (ЛЦ). В процессе полета в зависимости от радиолокационной обстановки и угрозы со стороны огневых средств ПВО должна была включаться специальная электронная установка, использоваться САП и буксируемые ложные цели. Впервые буксируемые ложные цели были установлены на сверхзвуковой крылатой ракете. При этом потребовалось решить проблемы, связанные с отделением и развертыванием буксировочного троса длиной около 100 м на сверхзвуковой скорости.
      Другой принципиально новой системой, созданной для ракеты «Метеорит», стала система навигации по радиолокационным картам местности (СНРК «Кадр»). Эта система должна была работать совместно с инерциальной системой управления ракеты и осуществлять периодическую коррекцию траектории полета ракеты, сравнивая наблюдаемое в полете радиолокационное изображение местности с имеющимся на борту эталонным изображением. Сложность создания такой системы была связана с изменчивостью характеристик отражения местности в различных сезонных и погодных условиях. СНРК «Кадр» была создана и успешно испытана. Головным разработчиком системы управления ракеты было КБ «Электроприбор» (главный конструктор Владимир Сергеев), а системы коррекции – НИИ точных приборов (главный конструктор Юрий Козко).
      Для отработки комплекса авиационного базирования на Таганрогском авиазаводе (ныне ОАО «ТАВИА») на базе серийного ракетоносца Ту-95МС №04 был подготовлен специальный самолет-носитель, получивший обозначение Ту-95МА. Две КР «Метеорит-А» размещались на специальных пилонах под крылом, что оставляло свободным бомбоотсек. В бомбоотсеке размещалась аппаратура системы управления подготовкой и пуском ракеты «Лира». В дальнейшем в бомбоотсеке, в пределах оговоренных нагрузок, можно было разместить МКУ с 6 противорадиолокационными ракетами X-15П.
      В процессе летных испытаний «Метеорита» провели 70 пусков ракет - 50 с наземного стенда, с ПСК и с подводной лодки и 20 - с самолета Ту-95МА.
      Испытания «изделия 255» на полигоне начались в 1983 году.
      Первый пуск с Ту-95МА 11 января 1984 был неудачен. Ракета полетела совсем «не в ту степь» и на 61-й секунде была самоликвидирована. В следующий воздушный пуск с Ту-95МА, состоявшийся 24 мая 1984 г., ракету опять пришлось ликвидировать. Однако большая программа летных испытаний позволила практически довести ракету.
      В период с 1984 по 1991 год было проведено 20 пусков КР «Метеорит-А» с самолета Ту-95МА. Из последних пяти пусков ракет с самолета три пуска были успешными, в одном пуске произошел перелет ракетой точки прицеливания из-за отказа пилотажно-навигационного комплекса самолета, в другом – не включилась электронная система снижения радиолокационной заметности. В предпоследнем пуске, проведенном 6 июня 1991 года, проверялась возможность преодоления ракетой ПВО.
      Вот как описано это испытание в книге «Яркий след крылатого «Метеорита», одним из авторов которой является почетный генеральный конструктор ОАО «ВПК «НПО машиностроения» Герберт Ефремов.
Сброс ракеты "Метеорит-А" с Ту-95МА       «В заданное время был включен многофункциональный комплекс защиты. После регистрации излучения наземной РЛС и сигнала «Обнаружение» по команде от МФКЗ была задействована специальная установка, которая из-за отказа не вышла на рабочий режим. Ракета была демаскирована. Новейшим ракетными средствами ПВО (С-200) были запущены две ракеты: первая в телеметрическом режиме, вторая – в боевом. При известных времени и траектории полета ракета «Метеорит» была уничтожена только осколками боевой части второй противоракеты. Благодаря применению только одной установленной ложной цели первая ракета отвернула в сторону от ЛЦ».
      При испытаниях авиационного варианта ракеты («Метеорит-А») самолет Ту-95МА с ракетой на наружной подвеске поднимался с одного из подмосковных аэродромов, уходил в зону пуска СКР, выполнял пуск и возвращался обратно. Выпущенная ракета выполняла полет по замкнутому маршруту длиной несколько тысяч километров. Дальности трассы полигона Капустин Яр оказалось недостаточно. На траектории полета от Волги до Балхаша (трасса Грошево-Тургай-Терехта-Макат-Сагиз-Эмба) пришлось проводить весьма экзотический (для ракеты с такой скоростью) маневр разворота на 180°.
      Результаты испытаний подтвердили техническую возможность создания комплексов различных видов базирования с дальней стратегической СКР.
      По своим тактико-техническим характеристикам «Метеорит-А» значительно превосходил все имеющиеся на тот момент стратегические крылатые ракеты авиационного базирования. При разработке комплекса создан ряд уникальных систем, одна из которых отмечена премией Правительства РФ.
      Однако «Метеориту» не суждено было поступить на вооружение: в начале 80-х гг. было решено оснастить стратегические бомбардировщики другой крылатой ракетой - созданной в 1982 г. в МКБ «Радуга» компактной дозвуковой маловысотной Х-55, которая и была в декабре 1983 г. принята на вооружение для стратегических авиационных комплексов Ту-95МС, а затем и Ту-160. «Метеорит» так и остался опытным образцом...

Видео:

Описание
Разработчик ЦКБМ
Обозначение комплекс «Метеорит-А»
ракета 3М25А
Обозначение NATO AS-X-19
Первый пуск 11 января 1984
Тип ГСН инерциальная и радиолокационная с системой коррекции по рельефу местности
Геометрические и массовые характеристики
Длина, м 12,1
Размах крыла, м 5,1
Площадь крыла, м2 22
Диаметр фюзеляжа, м 0,78
Стартовый вес, кг с ускорителем  
без ускорителей 6400 (4500)
Тип боеголовки моноблочная термоядерная
Масса БЧ, кг 1000
Силовая установка
Маршевый двигатель ТРД КР-23
Тяга, кгс (кН)  
Стартовый ускоритель ТТРД
Летные данные
Скорость, км/ч (V=) 3000 (2,5-3)
Дальность пуска, км 5000 (3000)
Продолжительность полета, ч 1
Маршевая высота полета, м 22000-24000

Компоновка СКР Метеорит-А

Помогали:

Источники информации:

  1. «60 лет самоотверженного труда во имя мира». (ФГУП "НПО машиностроения") / Издательский дом "Оружие и технологии", Москва, 2004 /
  2. «История авиационного вооружения» / А.Б.Широкорад, 1999 /
  3. «Ту-95» / С. Мороз /
  4. «Так это было...» / Ю.Мозжорин /
  5. «Ракетное оружие 1947-2000» / М.А.Первов /
  6. Крылатая ракета «Гром» / А.В.Карпенко, «Бастион» /
  7. Переоборудование атомных подводных ракетоносцев проекта 667А / Подводный флот СССР и России /
  8. РПКСН проект 667А, 667АУ, 667АМ («Навага», «Налим») и их модификации. ТТХ
  9. Проект 667М
  10. Подводная лодка К-420. Историческая справка
  11. «Протон» от Челомея / Ф.И.Новоселов, Независимое военное обозрение (Москва), №25 9.7.2004 /
  12. МАКС 2007 - Явление «Метеорита» / Взлет №10 2007 /
  13. Полет рукотворного «Метеорита»

Рейтинг@Mail.ru Топ-100