ОКБ им.Лавочкина
Translate on
AVIATION TOP 100 - www.avitop.com Avitop.com
Авиационный топ. Числа - место в рейтинге, хитов всего и хитов в среднем за день.

С.А.Лавочкин ОКБ С.А.Лавочкина

НПО им.С.А.Лавочкина
Химки, Московская обл.

    ЛАВОЧКИН Семён Алексеевич (11.09.1900 - 9.06.1960) – советский авиаконструктор, член-корр. АН СССР (1958), генерал-майор инженерно-авиационной службы (1944), дважды Герой Соц. Труда (1943, 1956). Окончил МВТУ (1927). После защиты дипломного проекта Лавочкина направили в КБ Ришара. Проработал он там недолго - ушел вместе с заместителем Ришара, Лавилем, в БНК (Бюро новых конструкций). После закрытия бюро Семена Алексеевича перевели в ЦКБ, в бригаду В.А.Чижевского. Еще через год он попал в КБ Д.П.Григоровича, а потом его «сманил» к себе Л.В.Курчевский, предложив вместе с С.Н.Люшиным разработать пушечный истребитель - ЛЛ. Там Лавочкина приметил Туполев и пригласил работать в Главное управление авиационной промышленности (ГУАП). С 1939 главный конструктор по самолётостроению, с 1956 - генеральный конструктор.
     В 1940 совместно с М.И.Гудковым и В.П.Горбуновым представил на испытания истребитель ЛаГГ-1(И-22), который после доработок был запущен в серию под наименованием ЛаГГ-3 (И-301). При их разработке Лавочкин впервые в СССР широко использовал новый особо прочный материал – дельта-древесину.
    Переделка ЛаГГ под более мощный двигатель Шевцова АШ-82 спасла самолет от снятия с серийного производства. В сентябре 1942 первые серийные Ла-5 были переброшены в район Сталинграда. Дальнейшим развитием этого самолета стали истребители Ла-5Ф, Ла-5ФН, Ла-7, широко применявшиеся в годы Великой Отечественной войны.  Надёжный двигатель воздушного охлаждения, имевший высокие технические характеристики в широком диапазоне высот полёта, обеспечивал также и надёжную защиту лётчика в передней полусфере обстрела. На истребителях конструкции Лавочкина И.Н.Кожедуб сбил 62 фашистских самолёта.
    Развитием Ла-7 стали фронтовой истребитель Ла-9 и цельнометаллический истребитель сопровождения Ла-11, выпускавшиеся во 2-й половине 40-х годов большой серией.
    Уже в июле-августе 1942 на ЛаГГ-3 пробуют устанавливать ПВРД конструкции М.М.Бондарюка. В созданном в конце 1943 г. филиале КБ под руководством С.М.Алексеева на Ла-7 и Ла-9 были испытаны различные хвостовые ускорители: ЖРД РД-1Х3 В.П.Глушко, ПВРД И.А.Меркулова и ПуВРД В.Н.Челомея. С 1944 проектируется первый в СССР истребитель с ТРД С-18 А.М.Люльки - Ла-ВРД.
    В послевоенные годы под руководством Лавочкина создан ряд реактивных серийных и экспериментальных истребителей, в т.ч. Ла-160 - первый отечественный самолёт со стреловидным крылом и Ла-176, на котором впервые в СССР 26 декабря 1948 была достигнута скорость полёта, равная скорости звука. Истребитель Ла-15, выпущенный малой серией (500 машин), стал последним серийным самолетом Лавочкина.
    Под руководством Лавочкина был создан ряд образцов ракетной техники. В сентябре 1950 рамках проекта «Беркут» (ПВО Москвы) в ОКБ-301 начались работы над зенитной ракетой В-300 («205») для комплекса «Беркут» средней дальности, и авиационной Г-300 («210») для Ту-4. Уже 25 июля 1951г. на Государственном центральном полигоне, расположенном невдалеке от Капустина Яра, произвели первый пуск ракеты «205». А в течение 1954-55 систему, переименованную в С-25, приняли на вооружение и поставили на опытное дежурство. В 1955 г. ОКБ С.Лавочкина приступило к проектированию зенитной ракеты для системы «Даль». Ей присвоили заводской индекс «400». В 1958-62 гг. она прошла испытания, но не была принята на вооружение.
    В 1954-56 гг. была разработана и с 1957 по 1960 испытана сверхзвуковая стратегическая крылатая ракета «Буря» (Ла-Х, «изделие 350»). Это был первый в СССР аппарат, способный к длительному полету в атмосфере со скоростью М=3,1-3,2 !
    Но 9 июня 1960 С.А.Лавочкин скоропостижно скончался от сердечного приступа на полигоне в Сары-Шагане, где проходили испытания его ЗУР «400». После выступления Н.С.Хрущева в декабре 1960 на Сессии Верховного Совета о нецелесообразности развития авиации, вышло Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР, которое прекращало все работы по новым перспективным самолетам. В ОКБ Лавочкина была закрыта работа над всепогодным перехватчиком Ла-250 «Анаконда» и МКР «Буря», а само КБ передавалось во вновь образующееся Министерство общего машиностроения.
    Депутат ВС СССР с 1950. Государственные премии СССР (1941, 1943, 1946, 1948). Награждён 3 орденами Ленина, орденами Красного Знамени, Суворова 1-й и 2-й степ., медалями. Имя Лавочкина носит НПО, образованное на базе ОКБ, которым он руководил. Бронзовый бюст в Смоленске.

   Г.Н.Бабакин С конца декабря 1962 г. до ноября 1964-го ОКБ и опытный завод им.С.А.Лавочкина были временно разделены и полностью переориентированы на тематику ОКБ-52 В.Н.Челомея, причем ОКБ стало называться филиалом N`3 ОКБ-52.

    БАБАКИН Георгий Николаевич (13.11.1914-3.8.1971) – советский ученый и конструктор в области космической техники, член-корреспондент АН СССР (1970), Герой Социалистического Труда (1970).
    После окончания в 1930 специальных радиокурсов наркомата связи работал радиотехником, конструктором, научным сотрудником, в 1937-43 в Академии Коммунального хозяйства, в 1943-49 - в НИИ. С 1949 Бабакин занимался вопросами развития отечественной авиационной и космической техники. В 1957 окончил Всесоюзный заочный электротехнический институт связи. В 1959 возглавил КБ-2 (одно из четырех входивших в состав ОКБ-301), специализировавшееся на электрорадиоавтоматике.
    21 марта 1965 г. назначен главным конструктором Машиностроительного завода им. С.А.Лавочкина. Под руководством Бабакина созданы серии космических аппаратов (КА) для исследования Луны и планет Солнечной системы типа «Луна», «Венера» и «Марс», в том числе ИСЛ, ИСМ, «Луноход-1», «Луна-16», и «Луна-20», доставившие на Землю лунные породы. Разработаны разгонные блоки для ракет-носителей «Молния-М».
     Бабакину присуждена медаль Национального Центра космических исследований Франции. Награжден орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями. Ленинская премия (1966). Именем Бабакина назван кратер на Луне. В 1986 при НПО им. С.А.Лавочкина организован научно-испытательный центр имени Г.Н. Бабакина

    КРЮКОВ Сергей Сергеевич - в 1971-77 гг. главный конструктор Машиностроительного завода им. С.А.Лавочкина.

Ковтуненко   КОВТУНЕНКО Вячеслав Михайлович (31.8.1921 - 10.07.1995) - ученый и конструктор космической техники, Герой Социалистического Труда, член-корреспондент Российской и Украинской академий наук, доктор технических наук, профессор. С 1953 по 1977 гг. он прошел путь от начальника сектора до заместителя начальника и главного конструктора КБ «Южное», в 1971-1977 гг. возглавляя одно из важнейших его подразделений - конструкторское бюро по разработке ракетно-космических комплексов и систем военного, научного и народнохозяйственного назначения. За достижения в этой отрасли Ковтуненко награжден двумя орденами Ленина (в 1959 г. и в 1961 г.) и медалью «Золотая Звезда» Героя Социалистического Труда (в 1961 г.).
    В 1977 г. Вячеслав Михайлович возглавил ОКБ НПО им. С.А.Лавочкина.
    По программе продолжения исследований планеты Венера под руководством и при непосредственном участии Ковтуненко были разработаны проекты космических экспедиций к планете Венера, обеспечивших решение следующих задач:

    За успешную реализацию проекта «Вега» В.М. Ковтуненко был награжден орденом Ленина.
    В 1986 г. Вячеслав Михайлович был избран членом-корреспондентом АН СССР и в том уже году назначен генеральным конструктором НПО им. С. А. Лавочкина. Согласно программе академии паук предусматривалось возобновление исследований планеты Марс. Совершили экспедиции к Марсу и его спутнику Фобосу первые межпланетных автоматические космические аппараты нового поколения «Фобос-1» и «Фобос-2» (международный проект «Фобос»), созданные в НПО им. С. А. Лавочкина. В международном проекте «Марс-96» Вячеслав Михайлович принимал непосредственное участие.
    При тесном сотрудничестве с учеными-астрофизиками НПО им. С.А.Лавочкина успешно справилось с ролью головной фирмы в новой для отечественной космонавтики области создания непилотируемых внеатмосферных астрофизических обсерваторий. Более шести лет проработала в космосе первая из них - космическая обсерватория «Астрон», приближается к этому временному рубежу вторая - «Гранат». Ведутся работы по созданию целой серии аппаратов нового поколения - космических обсерваторий «Спектр». Продолжается разработка космических аппаратов серии «Прогноз» для исследования околоземного пространства и механизма солнечно-земных связей.
    Признанием его заслуг, в том числе и работ в рамках международной кооперации, стало избрание Вячеслава Михайловича в 1987 г. действительным членом Международной академии астронавтики.
    Опыт создания космических систем в интересах Министерства обороны (спутники фоторазведки и системы раннего предупреждения о ракетном нападении «Око») накопленный коллективом ОКБ НПО им. С.А.Лавочкина, использован для разработки спутниковых систем связи «Зеркало», «Купон», «Норд», принципиально новых информационных космических систем, в частности, высокоорбитальных систем наблюдения с использованием крупногабаритных космических телескопов, обеспечивающих решение задач особой государственной важности, а также систем двойного назначения.
    В 1997 в НПО им.Лавочкина впервые создали тяжелый спутник видовой оптико-электронной разведки «Аракс» (11Ф664, «Космос-2344») для ГРУ Генштаба. Но в октябре, всего лишь через 4 месяца после запуска, спутник вышел из строя. В июле 1998 вышел из строя спутник системы предупреждения о ракетном нападении «Прогноз» («Космос-2350»).
    В феврале 2000 прошли успешные испытания ракеты-носителя «Союз-У» с новым разгонным блоком «Фрегат». Этот новый транспортный космический корабль многоразового использования был создан совместно с германским авиационно-космическим концерном Daimler Chrysler Aerospace (DASA). Благодаря новому теплозащитному покрытию и уникальному надувному тормозному устройству (НТУ) корабль можно будет использовать многократно.

КУЛИКОВ Станислав Данилович - с 1996 г. главный конструктор ОКБ НПО им. С.А.Лавочкина.

Литература:

Самолеты ОКБ С.А.Лавочкина

к началу страницы

[На старт] [Испытатели] [Библиотека] [Россия] [Авиамузей] [Музыка] [Видео] [Webmaster]

Copyright © 1998-2016 =SB=

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100

Контроль и проверка знаний по охране труда работников