ХК «Ленинец»

«Аякс»
гиперзвуковой многоцелевой самолет

модель «Аякса»       Концепция принципиально нового гиперзвукового аппарата была выдвинута в конце 80-х гг. Владимиром Львовичем Фрайштадтом, работающим в Санкт-Петербургском Hаучно-исследовательском предприятии гиперзвуковых систем (НИПГС) холдинговой компании «Ленинец». Он предложил не защищать аппарат, летящей с огромной скоростью, от тепла, а напротив впускать его внутрь для повышения энергоресурса. Согласно концепции «Аякс», гиперзвуковой летательный аппарат (ГЛА) является открытой неизолированной аэротермодинамической системой, в которой на всех этапах атмосферного полета часть кинетической энергии обтекающего ГЛА гиперзвукового воздушного потока ассимилируется бортовыми подсистемами, повышая общий ресурс аппарата и преобразуясь в химическую и электрическую энергии. Это решало глобальный вопрос охлаждения планера и много других проблем.
      Первоначально «Аякс» создавался как ответ на американские планы создания гиперзвукового разведчика Aurora, позднее он «конверсируется» в гиперзвуковой самолет глобальной дальности или первую ступень для вывода полезной нагрузки на орбиту.Схема многоцелевого ГЛА
      Гиперзвуковой ЛА использует в качестве топлива углеводороды (керосин или более перспективное топливо - сжиженный метан) и воду. Для утилизации тепла в двойной обшивке «Аякса» размещается термохимический реактор, в который после разгона и аэродинамического нагрева обшивки подают углеводородное топливо. Оно используется как «эндотермическое» топливо - поглощает тепло. Под действием температуры, давления и с помощью катализатора смесь топлива с водой разлагается на олефин и свободный водород. Эта водородосодержащая смесь поступает в магнитоплазмохимический двигатель, представляющий собой МГД генератор, гиперзвуковой ПВРД и находящийся за камерой сгорания МГД ускоритель. МГД генератор, тормозящий поток до оптимальной скорости, выступает в роли компрессора. Заторможенный и предварительно ионизированный поток воздуха поступает в камеру сгорания, куда подается обогащенное водородом топливо (керосин или метан). Истекающие продукты сгорания попадают в сопло, дополнительно разгоняются МГД-ускорителем и, расширяясь, выходят наружу. Для ускорения потока и для ионизации воздуха - создания «холодной плазмы», используется электроэнергия, выработанная МГД генератором. Это позволяет повысить скорость ЛА на 10-30 % и получить еще целый ряд преимуществ. Плазменная воронка вокруг воздухозаборника ГПВРД увеличивает его эффективный диаметр возрастает чуть ли не до сотни метров, плазменные пятна-облака впереди ЛА существенно снижают сопротивление воздуха, а около крыльев - увеличивают их эффективную площадь и регулирует подъёмную силу. Для ионизации воздуха возможно и применение лазерного излучения или источника нейтронов.Схема транспортного ГЛА
      Таким образом, летящий в атмосфере аппарат сможет преобразовывать кинетическую энергию набегающего воздушного потока в широкий спектр различных видов энергии и использовать бортовой энергетический комплекс мощностью 100 МВт для самых различных задач планетарного характера. На базе концепции «Аякс» в ГНИПГС разработано семейство гиперзвуковых ЛА «Нева» для околоземной или орбитальной транспортировки полезных грузов или пассажиров.
      Революционная концепция «Аякса» имеет большой коэффициент новизны, а следовательно технического риска. Только к 1993 году экспертная комиссия из крупнейших ученых вынесла окончательный вердикт: «Концепция «Аякс» и ее основные направления не противоречат данным современной науки». В том же году состоялось заседание научно-технического совета Госкомоборонпрома.
      НИПГС во главе с генеральным директором Александром Леонидовичем Курановым активно пропагандирует концепцию и ищет источники финансирования ее реализации. И вот в мае 2001 г. пресс-службы холдинга сообщила, что ОАО «Холдинговая компания «Ленинец»; (Санкт-Петербург) подписало с Китаем соглашение о совместной работе над гиперзвуковым летательным аппаратом (концепция «Аякс»). Проект рассчитан на 10-15 лет. Объем вложений пока не определен, но, по оценкам экспертов, на разработки подобного проекта за границей тратится порядка 70-80 млн. долл. По данным пресс-службы «Ленинца», финансовые документы по проекту стороны планируют подписать в сентябре 2001 г. Соглашение также предусматривает сотрудничество в области разработки радиоэлектронного оборудования для различных видов авиации, спутниковых навигационных систем.

Описание
Конструкция НИПГС ХК «Ленинец»
Обозначение «Аякс»
Тип гиперзвуковой самолет-носитель многоцелевой гиперзвуковой самолет гиперзвуковой транспортный самолета
Геометрические и массовые характеристики
Площадь в плане, кв.м   571 703
Взлетная масса (максимальная),кг 267000 (240000) 200000 390
Снаряженная масса, кг 113000 85000 130
Вес пустого, кг 76000    
Масса второй ступени, кг 23000    
Масса топлива, кг 132000 105000 250
Масса ПH, кг     10000 10000
выводимой на орбиту (высота орбиты до 250 км) 6000    
Силовая установка
Двигатели ТРД 4 4 4
МПХД 4 6 4
Тяга двигателя, кгс ТРД 4х 25000 4х 25000 4х 40
МПХД 4х 25000 6х 14000 4х 39
Исходный энергоноситель керосин + вода
Топливо водородосодержащая смесь
Летные данные (расчетные)
Максимальная скорость, м/сек (км/ч) 4000 (14400) 4000 4600 (16500)
Статический потолок, км 36 36 36
Максимальное аэродинамическое качество при М=10 5   5
М=6   5  
Практическая дальность (при скорости М=8-10 на высоте 33 км), км 14200 10000 12000

Источники информации:

  1. Some trends in improving hipersonic vehicles aerodynamics and propulsion / Home page for Valeri Golovitchev /
  2. Санкт-Петербургские Ведомости No 106(1780), 9 июня 1998
  3. Стенд МАКС-95

Рейтинг@Mail.ru Топ-100