МиГ

ПОБЕГ «ЛЕТУЧЕЙ ЛИСИЦЫ»
Пилот перелетевшего в Японию МиГ-25, вероятно, был агентом спецслужб США

    Около 50 истребителей российского производства летают сегодня в небе США, от устаревших МиГ-15 и до суперсовременных МиГ-29. Большая их часть приобретена в последнее время на открытом рынке, когда с распадом Варшавского Договора, а затем Советского Союза некоторые страны начали подзарабатывать на советских истребителях. Однако еще вчера каждая наша боевая машина стоила американцам, что называется, крови и денег, а в истории, о которой речь в публикации, политического риска.МиГ-25П б/н 31
    6 сентября 1976 г. в истребительном авиационном полку войск Противовоздушной обороны, что дислоцировался на одном из дальневосточных аэродромов в Приморье, шли учебные полеты. В соответствии с плановым заданием поднял в воздух суперсовременную на то время машину МиГ-25 старший лейтенант Виктор Беленко. Взлетел и вовремя не вернулся.
    В полку забили тревогу. Первый вывод - он держался два часа - самолет разбился. Такого же мнения придерживалось и вышестоящее руководство. Находившийся в то время с инспекцией в Приморье командующий авиацией войск ПВО маршал авиации Евгений Савицкий прореагировал на случившиеся спокойно: «Авиация есть авиация. Все может случиться. Ищите». Однако искать долго не пришлось. Вскоре мировые агентства передали из Японии: в аэропорту Хакодате приземлился советский боевой истребитель. Командованию полка, да и не только полка, стало ясно - это Виктор Беленко.
    Виктор Иванович Беленко родился в 1947 г. в Нальчике. Окончил Армавирское высшее военное авиационное училище летчиков. Служил летчиком-инструктором в Ставропольском высшем военном авиационном училище летчиков и штурманов противовоздушной обороны. Затем был направлен в истребительно-авиационный полк ПВО, дислоцировавшийся на Дальнем Востоке. Прошел курс подготовки в Центре боевого применения и переучивания летного состава авиации ПВО. Русский. Член КПСС. В сентябре 1976 г. - старший лейтенант, старший летчик полка, был женат, имел сына.В.Беленко
    Официальная версия тогдашнего руководства СССР такова. Виктор Беленко потерял ориентировку и, оказавшись вблизи территории Японии и не имея достаточного запаса топлива на обратный путь, произвел вынужденную посадку в аэропорту японского города Хакодате. Конечно, все так могло и быть. Но общественности требовалось объяснить: почему Беленко остался сначала в Японии, а потом уехал в США?
    На этот счет МИД вскоре дал «убедительный» ответ. Дескать, к летчику применили разнообразные методы воздействия - миллионы японских телезрителей видели, как во время перемещения Беленко из Хакодате в Токио на голову был надет мешок, полицейские тянули его за руку, вталкивали в автомашину.
    У советской стороны имелись и другие козыри для доказательства своей версии. Японские власти почти в течение четырех дней отказывали российским представителям во встрече с Беленко, нарушая тем самым положения советско-японской конвенции, предусматривающей организацию незамедлительной встречи с задержанным гражданином другого государства. Делался упор на следующее: через день после приземления МиГ-25 в Японии официальный представитель Вашингтона сообщил о принятом решении предоставить убежище летчику, хотя на той же пресс-конференции признал - американской стороне неизвестно, попросил ли пилот убежище или нет. За таким «приглашением» Виктора Беленко в США, делался вывод, стоят американские спецслужбы.
    В пропагандистских целях Москва использовала и факт встречи своих представителей с летчиком, охарактеризовав ее «недостойным фарсом». Основанием для этого служило то, что сотрудников советского посольства к летчику не подпустили ближе 25-30 метров, отгородив его от них баррикадой канцелярских столов и окружив полицейскими. На встречу не допустили врача, он вынес бы профессиональное суждение о здоровье и состоянии летчика. Сотрудники МИД Японии грубо вмешивались в разговор, прерывали Беленко - он произнес две-три фразы бессвязно, которые, дескать, никак не подтверждали утверждений представителей японских властей в отношении намерения летчика «получить политическое убежище» в США. А раз так, то Беленко находился в ненормальном состоянии, под воздействием наркотиков или других средств.
    Так или иначе, а Виктор Беленко после этой встречи был посажен в самолет американской компании и отправлен под охраной в США.МиГ-25 в Хакодате
    А какова американская версия? Беленко улетел в Японию по политическим мотивам. Дескать, в СССР он принадлежал к военной элите, у него было почти все, о чем может мечтать молодой человек, но не было главного - свободы. Сам Беленко туманно объяснял свой поступок, понимая, что оправдание предательства требует более веских аргументов, нежели стремление просто иметь свободу. В 70-х годах Виктор Беленко издал книгу (в США в 1976 г. также вышла книга Джона Баррона «Пилот МиГа»). Свой поступок Беленко обосновал нежеланием мириться с многочисленными авариями и катастрофами в советских авиационных частях.
    Есть и третья версия происшедшего, ее придерживаются многие бывшие сослуживцы Виктора Беленко. По ней, главным героем нашумевшей истории является супервысотный сверхскоростной истребитель-перехватчик МиГ-25П (кодовое обозначение в НАТО - «Foxbat» - «Летучая лисица») и уж потом - Виктор Беленко, который оказался примитивным перебежчиком, и американские спецслужбы, якобы организовавшие его побег.
    МиГ-25 (опытный самолет) впервые поднялся в воздух 6 марта 1964 г. А работы по его созданию начались в конце 50-х годов. Тогда перед ПВО страны была поставлена задача по обеспечению надежной защиты от высотных скоростных самолетов, которые разрабатывались в США и Великобритании - бомбардировщиков В-70 «Валькирия», В-58 «Хастлер», «Виктор», «Вулкан». В СССР к тому времени имелись эффективные зенитные ракетные комплексы, поражавшие цели на большой высоте. Однако они обладали относительно небольшой дальностью поражения - до 40 км. Всю территорию страны ими охватить было трудно. Требовался высотный истребитель-перехватчик с радиусом сверхзвукового полета более 500 км, мощной бортовой радиолокационной станцией и дальнобойными ракетами класса «воздух-воздух».
    Задача была возложена на ОКБ Артема Микояна и Нижегородское авиационное объединение. И она была успешно решена. К концу 60-х появился высотный многоцелевой истребитель с практическим потолком 20 700-23 000 м и дальностью полета на сверхзвуке с М=2,35 - 1250-2130 км. Для своего времени МиГ-25 (выпускался в двух вариантах - самолет-разведчик и самолет-перехватчик) являл собой, по оценкам специалистов, выдающуюся конструкцию, способную летать на скоростях, троекратно превышающих скорость звука. На нем были установлены 25 мировых рекордов скорости, высоты и скороподъемности, в том числе - три абсолютных.Вид с воздуха. Фонарь кабины тоже заклеен бумагой. Трос уже прицеплен к тягачу.
    Самолет-перехватчик серийно выпускался с 1970 г. по 1984 г. Состоит на вооружении армий стран СНГ, Алжира, Болгарии, Индии, Ирака, Ливии, Сирии.
    МиГ-25 попал под прицел Пентагона и американских спецслужб с момента постройки первых опытных самолетов, и с каждым годом они усиливали свое внимание к детищу фирмы Артема Микояна. Спецслужбы много знали о советском высотном сверхзвуковом самолете, но для тщательного исследования требовался образец. В середине 70-х ставка предположительно была сделана на Виктора Беленко, который пошел на контакт.
    Его некоторые сослуживцы по Армавирскому училищу считают, что он был завербован еще на курсантской скамье. Виктора, мол, часто видели с секретными документами, которые других курсантов особенно не интересовали. Довод второй. Он попал служить в часть, где были самые современные на то время самолеты - МиГ-25. И довод третий. Накануне перелета Беленко съездил во Владивосток якобы для встречи с американским резидентом, от него получил добро на перелет и необходимую информацию, как и куда лететь. По этой версии, приземлиться Беленко должен был на американской авиабазе в Японии (на квартире летчика найден черновик схемы маршрута полета с указаниями на отрезках курса, высоты и места посадки), но над большей частью Хоккайдо был туман (другие считают, что у него не хватило топлива), и пришлось садиться на гражданский аэродром. Понятно, без шума не обошлось. Посадку самолета видело много народа, тут же появились корреспонденты, и пошло, и поехало, как говорится. Окажись Беленко удачливее, то, возможно, никто и не узнал бы, куда подевался самолет с пилотом. Со своего аэродрома он ушел, что называется, красиво. Беленко знал систему района ПВО, знал зоны, через которые можно проскочить незамеченным, как и то, что свои сбивать не станут, а первоначально будут искать и принимать меры для оказания помощи. Поэтому во время третьего вылета в зону резко пошел на снижение и на низкой высоте между сопок направился в сторону Японского моря.
    Радиотехнические средства советских частей ПВО на Дальнем Востоке засекли цель (на дальности примерно100 км от береговой черты и на высоте около 500 м), удаляющуюся в сторону острова Хоккайдо. Ее приняли за японский или американский самолет-разведчик, полеты которых вблизи наших границ в то время были не редкостью.
    Среди советских офицеров дефилировали слухи, что, дескать, даже время ухода в Японию Беленко определили сотрудники ЦРУ - они почувствовали, что офицеры КГБ, образно говоря, сели на хвост Беленко и срочно потребовалось спасать своего агента.Почти сразу вокруг самолета стали строить временный ангар и с 8-го сентября самолет был полностью скрыт от посторонних глаз.
    Сегодня можно сказать, что почва для подобных слухов не была лишена оснований. В пользу их, к примеру, следующий факт. СССР тогда жестко потребовал незамедлительного возвращения самолета. Одновременно выражалась надежда, что советское правительство проявит взвешенный подход и примет такое решение, которое отвечало бы духу отношений, складывающихся между двумя странами, и что иное решение могло бы иметь последствия для советско-японских отношений. И все-таки Токио пошел на поводу у американцев, которые все сделали для того, чтобы осмотреть истребитель.
    С места посадки на транспортном самолете американских ВВС МиГ-25 перевезли на японскую авиационную базу Хякури. Несмотря на протест СССР, около 20 американских специалистов демонтировали самолет, выясняя все нюансы о нем. Уже в разобранном виде он был возвращен СССР. Они запускали двигатели, включали бортовую РЛС, облетывали своими самолетами - мерили сверху спектр теплового излучения. Взяли пробы стекла и металла. Часть аппаратуры при попытках включения даже вывели из строя. По мнению российских специалистов, разобрались они, не без помощи Беленко, практически во всем.
    Интересны воспоминания одного из создателей самолета Льва Шенгалаи, который в то время принимал участие в приемке машины от японцев, когда по дипломатическим каналам была достигнута договоренность о его возвращении. Он рассказал следующее:
    «Японцы решили скрыть свое и американское вмешательство в самолет, а потому расстыковали его по технологическим узлам и запаковали все в добротные ящики из толстой доски, обитой железом. Так, чтобы вскрыть их быстро и осмотреть самолет было невозможно. Ставка делалась на то, что оговоренное совместным протоколом время для предъявления возможных претензий японцам - один световой день от восхода солнца и только на борту советского судна - не позволит советским специалистам этого сделать. Но в Токио, видимо, просчитались в силе российских парней, что были в составе нашей команды. Через час-два они раскроили бронированную тару, и японцам ничего не оставалось, как сделать округленными глаза. Было видно, какие секреты выуживали американцы. Мы к большому неудовлетворению японской делегации составили внушительный акт, он был принят, что в дальнейшем жестко учла советская сторона при взаимных расчетах...»
    К рассказанному Львом Шенгалаи уместно добавить: американские специалисты высоко оценили самолет, за исключением элементной базы электроники. К слову, появление же таких признаний в печати говорит о том, что самолет пристально исследовался.
    Советской стороне пришлось после этого менять начинку самолета, секретный шифр «ЯСС» («Я - свой»), дающий возможность «опознавать» радиолокационными станциями наши самолеты. Авиаполки перегоняли МиГ-25 на ремонтные заводы, куда поставлял необходимое оборудование Горьковский авиазавод. С ремзаводов машины отправлялись назад - в авиаполки. Предательство Беленко дорого обошлось Советскому Союзу - в миллиарды тогда еще твердых рублей.
    Но МиГ-25 не умер. В 1978 г. Горьковский авиазавод начал серийный выпуск самолета МиГ-25ПД - с двигателями с увеличенным ресурсом, радиоприцелом «Сапфир-25» (он заменил «Смерч-Ф», характеристики которого были раскрыты в результате угона самолета Беленко в Японию) и усовершенствованным вооружением.
    А в 1979 г. в Горьком начато серийное производство МиГ-25МП - первого в CCCР истребителя четвертого поколения. Его создание шло в 70-х ( в воздух самолет поднялся в 1975-м), а потому Беленко сообщил спецслужбам США о работе над ним в ОКБ Микояна. В НАТО тогда МиГ-25МП присвоили кодовое обозначение - «Foxhound» («Английская гончая»), а в СССР он был поставлен в боевой строй в 1991 г. и переименован в МиГ-31. Сегодня этот истребитель составляет основу российской авиации ПВО.

Анатолий Докучаев
/ Независимое военное обозрение # 40 (213)27 октября 2000 г. /

Рейтинг@Mail.ru Топ-100