
МиГ-25П «FoxBat-A»
истребитель-перехватчик
Особенности конструкции. Самолет выполнен по нормальной аэродинамической
схеме с высокорасположенным трапециевидным крылом, двухкилевым вертикальным и
цельноповоротным горизонтальным оперением с дифференциальным управлением.
Силовая
конструкция - сварная, из нержавеющей стали. Обшивка крыла - частично из титана,
частично - из алюминиевого сплава. На 80% планер выполнен из нержавеющих сталей
марок ВНС-2, ВНС-4 и ВНС-5, 8% составляют титановые конструкции и 11 % - детали из
специального термостойкого алюминиевого сплава Д19.
Крыло с углом стреловидное по передней кромке 42,5о в корневой и 41о к консоли.
Катапультное кресло КМ-1М обеспечивает аварийное покидание самолета на любой высоте при скорости не менее 130 км/ч.
На самолете имеется тормозная парашютная двухкупольная система с парашютами площадью 60 и 50 м2. В левом подфюзеляжном
гребне размещается опускаемый вниз при посадке щуп, который, касаясь поверхности
ВПП непосредственно перед приземлением, приводит в действие систему автоматического выпуска тормозных парашютов.
Силовая установка. На МиГ-25 применили низконапорный ТРДФ Р-15Б-300 конструкции С.К.Туманского. Масса 2625 кг, удельный расход
топлива 1,25/2,7 кг/кгс*ч. Двигатели одноконтурные, однокаскадные, с осевыми пятиступенчатыми
компрессорами, трубчатокольцевыми камерами сгорания, одноступенчатыми турбинами, форсажными
камерами и трехпозиционными регулируемыми соплами. Двигатели, раскаляющиеся на
скорости М=2,83 до температуры 1000о, были закрыты специальными посеребренными экранами
для ослабления нагрева топлива. Hа каждый самолет уходило 5 кг серебра. Слой серебра - 30
микрон, коэффициент поглощения - 0,03-0,05.
Поглощенные посеребренным экраном 5% тепла не пускали к бакам теплоизоляционные маты из стекловолокна.
В качестве топлива использовался высокотемпературный керосин Т-6 или, как резервное
топливо, Т-7П. Он же использовался в качестве теплоносителя в системе охлаждения.
Оборудование. Главным элементом комплекса вооружения на первых истребителях
была РЛС «Смерч-А» (РП-25 или изд. 720) с параболической антенной и счетно-решающим прибором «Смерч-АВ». РП-25, разработанный под руководством Ф.Ф.Волкова
имел дальность обнаружения цели с ЭПР 16 м2
- 100 км, максимальную дальность сопровождения в автоматическом режиме 50 км, угол обзора в горизонтальной плоскости +/-50о, угол обзора в
вертикальной плоскости 6о и способен обнаруживать маловысотные цели. Она позволяла производить
самостоятельное обнаружение цели (в автоматическом режиме) или при помощи
наземных станций наведения. Прицельное оборудование самолета МиГ-25П включало также радиолинию передачи команд наведения «Лазурь-М»
и коллиматорный прицел К-ЮТ. Система позволяла обнаружить цель, сопровождать ее и
выводить самолет в район пуска ракет, а также автоматическую передачу на ГСH ракеты параметров
полета цели. Последующие варианты самолета (со 2-й половины 70-х) получили модифицированную версию
РЛС - «Смерч-А2» (изд. 720М).
Hа МиГ-25П использован навигационный комплекс «Полет-1И», позволяющий значительно
автоматизировать управление самолетом. Система взаимодействовала с бортовой РЛС и
наземными станциями наведения. Вывод самолета в район цели осуществлялся в 2 режимах:
автоматическом и полуавтоматическом.
Система управляла самолетом по высоте позволяла поддерживать заданную скорость
и стабилизировала самолет относительно 3-х осей. Система автоматически ограничивала угол
атаки самолета и перегрузку. В состав «Полет-1 И» входят радиотехническая система ближней
навигации РСБН-бс или РСБН-Юс, курсовертикаль СКВ-2Н-2, система воздушных
сигналов СВС-ПН-5 и система автоматического управления САУ-155П. МиГ-25 стал первым в СССР
самолетом, на борту которого была установлена ЭВМ, разработанная Раменским
приборостроительным КБ (РПКБ). Имеется также радиокомпас АРК-10, радиовысотомеры РВ-4 или
РВ-УМ, маркерный приемник МРП-56П, ответчик СО-63Б.
Связь экипажа с наземными пунктами и другими самолетами осуществляется посредством
УКВ-радиостанции Р-832М или Р-802В (РСИУ-5) и КВ-радиостанции
Р-847РМ. На самолете имеются станция предупреждения об облучении СПО-10 «Сирена-ЗМ», ответчик системы
госопознавания СРО-2М, самолетный ответчик-запросчик госопознавания СРЗО-15.
Hа самолетах первых серий установлено кресло КМ-1, на самолетах
последних серий - КМ-1М класса 0-0, позволяющее спасти летчика в аварийных ситуациях в
широком диапазоне высот и скоростей.
Вооружение. В качестве вооружения МиГ-25П использованы управляемые ракеты Р-40 (изд. 46):
две с головкой РГСH типа Р-40Р (46Р) и две с ТГСH Р-40Т (46Т). Ракеты попарно размещались под консолями.
Ракета Р-40 была разработана специально для самолета МиГ-25П.
Описание | ||
---|---|---|
Разработчик | ОКБ А.И.Микояна | |
Обозначение | МиГ-25П | |
Кодовое наименование НАТО | FoxBat-A | |
Тип | Cверхзвуковой перехватчик | |
Первый полет | 9 сентября 19б4 | |
Принят на вооружение | 13 апреля 1972 | |
Экипаж, чел | 1 | |
Геометрические и массовые характеристики | ||
Длина самолета, м | 22,3 | |
Высота самолета, м | 5,14 | |
Размах крыла, м | 14,02 | |
Нормальная взлетная масса (100% топлива, 4хР-40), кг | 36720 | |
Взлетная масса без внешних подвесок, кг | 34920 | |
Масса топлива во внутренних баках, кг | 14570 | |
Силовая установка | ||
Число двигателей | 2 | |
Двигатель | ТРДФ Р-15Б-300 | |
Тяга двигателя, кгс (кН) | максимальная | 7500 |
форсаж | 11200 | |
Летные данные | ||
Дальность полета, км | 1250 | |
Максимальная скорость полета на высоте, км/ч (М=) | 3000 (2,83) | |
Практический потолок, м | 24300 | |
Вооружение | ||
УР «воздух-воздух» | 2 х Р-40Р и 2 х Р-40Т или 4 х Р-40Р |
Смотри также:
- История создания
- Рекорды МиГ-25
- Побег «Летучей лисицы»
- Убегающий МиГ
- Аварии, катастрофы и боевые потери МиГ-25
Источники информации:
- «Энциклопедия вооружений» / «Акелла», 1996 - CD-ROM /
- «Энциклопедия вооружений» / «Кирилл и Мефодий», 1998 - CD-ROM /
- «Истребители» / В.Ильин, М.Левин, 1997 /
- МиГ-25 и его модификации / Su-27 Flanker in life and in game /
- «Вестник Авиации и космонавтики», №4 1999
- «Боевые самолеты ВВС России» / «Авиация и космонавтика» №8 1999 /