![]() |
|
МиГ-25 был солиден, строг и, увы, авариен. Только в небе Белоруссии в авариях и катастрофах были потеряны 9 самолетов МиГ-25 ( погибли 4 первоклассных летчика - капитаны Андрей Степанов, Александр Ковалевский, Александр Пивовар и подполковник Александр Новокрещинов ).
Дата | 30.10.1967 |
Страна-эксплуатант | СССР |
Место | аэродром ЛИИ (г.Жуковский) |
Время | |
Самолет(ы) | МиГ-25П |
Эксплуатант | ГК НИИ ВВС |
Летчик(и) | Лесников Игорь Иванович - летчик-испытатель, полковник |
Обстоятельства | Попытка установления рекорда по скороподъемности. При разгоне появился левый крен. Несмотря на попытки его устранения, крен нарастает уже с опусканием носа. Продолжая отклонять рули против кренения, лётчик выключает форсажи, но поздно - скорость не снижается, а земля рядом |
Исход | при катапультировании летчик погиб |
Причины | превышение огpаничений по приборной скорости, приведшее к реверсу элеронов |
Дата | 26.04.1969 |
Страна-эксплуатант | СССР |
Место | г.Ахтубинск (Владимировка) Астраханской обл. |
Время | |
Самолет(ы) | МиГ-25П |
Эксплуатант | НИИ ВВС |
Летчик(и) | Кадомцев Анатолий Леонидович - командующий авиацией ПВО, генерал-лейтенант |
Обстоятельства | пожаp двигателя |
Исход | летчик погиб |
Причины | пpичиной пожаpа стал отpыв лопатки тypбины |
Дата | 22.07.1971 |
Страна-эксплуатант | СССР |
Место | аэродром Шаталово, под Смоленском |
Время | |
Самолет(ы) | МиГ-25РБ |
Эксплуатант | 42-й ОГРАП ВВС |
Летчик(и) | Старовойтов Евгений - летчик, капитан |
Обстоятельства | полет в стратосферу на отработку приемов ведения воздушной разведки объектов в оперативной глубине с комплексным использованием разведоборудования самолета. Через 7 минут 45 секунд после взлета, на высоте 20000 м при числе М=2,4 (истинная скорость 2350 км/ч) самолет вдруг резко качнуло влево. МиГ-25 завалился на бок, при этом опуская нос. Летчик выключил САУ и вручную вывел самолет в горизонтальный полёт. Но затем последовали отказы оборудования. |
Исход | летчик успешно катапультировался на высоте 150-180 м |
Причины | На 8-й минуте полета произошло обесточивание бортовой электросети из-за короткого замыкания силовых проводов генератора постоянного тока. Это привело к перегоранию предохранителей и отключению генераторов от бортовой энергосети со значительным разрядом бортовых аккумуляторов на короткое замыкание. В результате отказал также и генератор переменного тока, что вызвало резкий бросок по крену из-за отключения САУ. На 11-й минуте короткое замыкание пропало и восстановилась связь. Но падение напряжения аккумуляторных батарей было настолько значительным (с 24 до 9 вольт), что через две минуты произошел постепенный отказ радиосвязи, всего пилотажно-навигационного, электро- и радиооборудования |
Дата | 30.05.1973 |
Страна-эксплуатант | СССР |
Место | Ахтубинск |
Время | |
Самолет(ы) | МиГ-25П №808 |
Эксплуатант | ГК НИИ ВВС |
Летчик(и) | Кузнецов Александр Вадимович - летчик-испытатель |
Обстоятельства | Проводились испытания на шарнирные моменты. Требовалось проверить режимы на малой высоте и высоких скоростях. На одном из режимов самолёт неожиданно вошёл в неуправляемое вращение. |
Исход | при катапультировании летчику перебило ноги. После приземления на них Александр уже не смог дождаться спасательного вертолёта и умер от болевого шока |
Причины | перекомпенсация дифференциального стабилизатора на трансзвуковых режимах |
Дата | 30.06.1973 |
Страна-эксплуатант | СССР |
Место | аэродром Кубинка |
Время | |
Самолет(ы) | МиГ-25П |
Эксплуатант | 148-й ЦБП ВВС |
Летчик(и) | Майстренко Владимир Васильевич - летчик, майор |
Обстоятельства | Готовится показ. Перед трибуной на малой высоте на скорости, близкой к предельной, проходят МиГ-25, энергично переходя в горку. На очередной репетиции крайний самолет в момент перехода в горку, резко накренившись, ударяется о землю. |
Исход | летчик погиб |
Причины | перекомпенсация дифференциального стабилизатора на трансзвуковых режимах |
Дата | 04.10.1973 |
Страна-эксплуатант | СССР |
Место | аэродром ЛИИ (г.Жуковский) |
Время | |
Самолет(ы) | МиГ-25П |
Эксплуатант | ЛИИ |
Летчик(и) | Гудков Олег Васильевич Герой Советского Союза, летчик-испытатель 1-го класса, майор. |
Обстоятельства | Расследовались причины катастроф Кузнецова и Майстренко. На высоте около 1000 метров Гудков по заданию выполнял имитационные режимы. В ответ на отклонение рулей самолет начал интенсивно вращаться и на обратное отклонение рулей не реагировал. Самолет был над городом Раменское. В 100 метрах справа оказалась текстильная фабрика, в 150 метрах слева - людный Раменский рынок, а самолет шел носом на склад текстильной фабрики |
Исход | Гудков катапультировался, но из-за вращения самолета кресло с летчиком стрельнуло в кирпичную стену склада |
Причины | перекомпенсация дифференциального стабилизатора на трансзвуковых режимах |
Дата | 17.05.197? |
Страна-эксплуатант | СССР |
Место | |
Время | |
Самолет(ы) | МиГ-25П |
Эксплуатант | |
Летчик(и) | Б. Варенов - лётчик-испытатель |
Обстоятельства | |
Исход | летчик погиб |
Причины | |
Дата | 07.08.1975 |
Страна-эксплуатант | СССР |
Место | |
Время | |
Самолет(ы) | МиГ-25РБ |
Эксплуатант | 47-й ОГРАП ВВС |
Летчик(и) | |
Обстоятельства | во время тренировочного полета разбился самолет-разведчик |
Исход | |
Причины | |
Дата | 17.05.1977 |
Страна-эксплуатант | СССР |
Место | аэродром ЛИИ (г.Жуковский) |
Время | |
Самолет(ы) | МиГ-25ПУ |
Эксплуатант | ЛИИ |
Летчик(и) | Букреев Виктор Иванович - лётчик-испытатель 4-го класса, старший лейтенант |
Обстоятельства | на разбеге у МиГ-25ПУ сложилось носовая стойка шасси. В результате трения о бетон возник пожар. |
Исход | Сидевший в первой кабине В.И.Букреев получил сильные ожоги и 22 мая умер, а командир экипажа Э.А.Лебединский остался жив и невредим. |
Причины | |
Дата | 13.02.1981 |
Страна-эксплуатант | Сирия |
Место | Ливан |
Время | 13.28 |
Самолет(ы) | МиГ-25ПД |
Эксплуатант | ВВС Сирии |
Летчик(и) | |
Обстоятельства | При подходе МиГ-25 израильский F-15, прикрытый облаком дипольных отражателей, вышел из засады с набором высоты. Находясь в нижней полусфере, он остался невидим для пилота МиГ-25; службы наведения предупредить летчика не смогли из-за активного глушения радиоканалов управления противником. На встречном сближении в наборе F-15 с дистанции 25 км произвел пуск ракеты и сбил МиГ-25. |
Исход | |
Причины | AIM-7F «Sparrow» попала в левую плоскость МиГ-25 |
Дата | ??.08.1981 |
Страна-эксплуатант | СССР |
Место | г.Горький |
Время | |
Самолет(ы) | МиГ-25РБ |
Эксплуатант | ГАЗ "Сокол" |
Летчик(и) | Коновалов Александр Григорьеви - Герой РФ (1997), лётчик-испытатель |
Обстоятельства | отказ двигателя при разгоне на большой высоте |
Исход | Летчик успешно катапультировался на скорости М=2.6 и высоте 18 км |
Причины | |
Дата | 29.07.1981 |
Страна-эксплуатант | Сирия |
Место | Ливан |
Время | |
Самолет(ы) | МиГ-25ПД |
Эксплуатант | ВВС Сирии |
Летчик(и) | |
Обстоятельства | Пара израильских F-15, разомкнувшись по высоте, начала преследование сирийских МиГ-21. На перехват «Иглов» вышли два МиГ-25ПД, причем один из МиГов проводил атаку на встречном курсе, а второй - с фланга. Пилот первого перехватчика, из-за срыва автоматического сопровождения, не смог произвести пyск ракет и был сбит УР «Sparrow», выпущенной ведущим пары F-15. |
Исход | |
Причины | |
Дата | 10.06.1982 |
Страна-эксплуатант | СССР |
Место | |
Время | |
Самолет(ы) | МиГ-25РБ |
Эксплуатант | 47-й ОГРАП ВВС |
Летчик(и) | |
Обстоятельства | во время полета на высоте 18000 м отказала система управления |
Исход | Пилот катапультировался, самолет упал |
Причины | |
Дата | 15.03.1984 |
Страна-эксплуатант | СССР |
Место | г.Щучин (Белоруссия) |
Время | |
Самолет(ы) | МиГ-25БМ |
Эксплуатант | 10 ОРАП |
Летчик(и) | подполковник Шабалин |
Обстоятельства | взрыв бака№ 6, повреждение управления |
Исход | перед самым касанием земли управление отказало окончательно, лётчик катапультировался. Самолёт сел на брюхо |
Причины | |
Дата | 12.04.1984 |
Страна-эксплуатант | Болгария |
Место | вблизи города Бальчик (Болгария) |
Время | |
Самолет(ы) | МиГ-25РБТ (б/н "736") |
Эксплуатант | ВВС Болгарии |
Летчик(и) | |
Обстоятельства | После внезапной ухудшения погоды самолет направили на запасной аэродром, но горючего не хватило. |
Исход | летчик успешно катапультировался |
Причины | полная выработка топлива |
Дата | 01.09.1986 |
Страна-эксплуатант | СССР |
Место | аэродром Щучин |
Время | |
Самолет(ы) | МиГ-25БМ |
Эксплуатант | 10-й отдельный Московско-Кенигсбергский Краснознаменный ордена Суворова разведывательный полк (аэродром г.Щучина, Гродненская обл.) |
Летчик(и) | л-т В.Поступной |
Обстоятельства | посадка с не успевшими выйти и встать на замки шасси |
Исход | самолет разрушился и сгорел |
Причины | |
Дата | 19.09.1986 |
Страна-эксплуатант | СССР |
Место | у деревни Славичи (Белоруссия) |
Время | 11:19 |
Самолет(ы) | МиГ-25БМ б/н 26 |
Эксплуатант | 10-й отдельный Московско-Кенигсбергский Краснознаменный ордена Суворова разведывательный полк (аэродром г.Щучина, Гродненская обл.) |
Летчик(и) | капитан Г.В.Шепелев |
Обстоятельства | при выполнении облета самолет потерял управление. На высоте 15700 м и приборной скорости 1070 км/час самолет затрясло, резко бросило в левый крен под 80 гр. |
Исход | летчик катапультировался на высоте 16200 м. Парашют раскрылся только на высоте 3000 м. |
Причины | пожар левого двигателя |
Дата | 05.1987 |
Страна-эксплуатант | СССР |
Место | район Новгорода (?) |
Время | |
Самолет(ы) | МиГ-25ПД |
Эксплуатант | ПВО |
Летчик(и) | |
Обстоятельства | |
Исход | летчик погиб |
Причины | |
Дата | 11.02.1988 |
Страна-эксплуатант | СССР |
Место | юг Белоруссии |
Время | |
Самолет(ы) | МиГ-25ПД |
Эксплуатант | ПВО |
Летчик(и) | В.Эчкенко |
Обстоятельства | Вскоре после взлета отказала радиостанция. Не убранное шасси привело к перерасходу топлива. За несколько сот метров до начала ВПП, опасаясь что топливо закончится, пилот катапультировался, направив самолет на лес |
Исход | |
Причины | малый налет летчика |
Дата | 02.03.1989 |
Страна-эксплуатант | СССР |
Место | аэродром Бжег (Польша) |
Время | 13:00 |
Самолет(ы) | МиГ-25РУ |
Эксплуатант | 164-й Гвардейский Керченский ОРАП |
Летчик(и) | капитан Виктор Гриник, лейтенант Анатолий Зиголенко |
Обстоятельства | Отработка техники пилотирования по приборам. Срыв в штопор из-за потери скорости на боевом развороте на высоте 5200 м, неправильные действия Зиголенко по выводу |
Исход | Катапультирование на высоте 480 м при скорости снижения 110 м/с. Парашют Зиголенко сгорел от взрыва самолета, парашют Гриника наполнился в момент касания земли. Экипаж погиб |
Причины | |
Дата | 22.07.1989 |
Страна-эксплуатант | СССР |
Место | г.Кустанай |
Время | |
Самолет(ы) | МиГ-25ПДС |
Эксплуатант | 764 ИАП |
Летчик(и) | старший лейтенант Маркизов |
Обстоятельства | При выполнении перелета с аэродрома Камбала на аэродром Кустанай потерпел аварию МиГ-25ПДС |
Исход | Самолет упал в р.Тобол в черте г.Кустанай. Летчик успешно катапультировался |
Причины | |
Дата | 21.09.1990 |
Страна-эксплуатант | СССР |
Место | аэродром Насосный (Азербайджан) |
Время | |
Самолет(ы) | МиГ-25ПДС |
Эксплуатант | 82 ИАП |
Летчик(и) | майор А.С.Рассахатский |
Обстоятельства | Проблема с топливной системой |
Исход | Летчик успешно катапультировался |
Причины | |
Дата | 18.10.1990 |
Страна-эксплуатант | СССР |
Место | аэродром Летнеозерск |
Время | |
Самолет(ы) | МиГ-25ПДС |
Эксплуатант | |
Летчик(и) | полковник А.А.Красниченко |
Обстоятельства | |
Исход | Летчик успешно катапультировался |
Причины | |
Дата | 19.01.1991 |
Страна-эксплуатант | Ирак |
Место | Ирак |
Время | |
Самолет(ы) | МиГ-25ПД |
Эксплуатант | ВВС Ирака |
Летчик(и) | |
Обстоятельства | истpебитель F-15C 58 эскадpильи 33 авиакpыла (сеpийный номеp 85099), пилотиpyемый капитаном Питтсом, yничтожил МиГ-25П pакетой AIM-7 |
Исход | |
Причины | |
Дата | 19.01.1991 |
Страна-эксплуатант | Ирак |
Место | Ирак |
Время | |
Самолет(ы) | МиГ-25ПД |
Эксплуатант | ВВС Ирака |
Летчик(и) | |
Обстоятельства | истpебитель F-15C 58 эскадpильи 33 авиакpыла (сеpийный номеp 85101), пилотиpyемый капитаном Тyллини, yничтожил МиГ-25П pакетой AIM-7 |
Исход | |
Причины | |
Дата | 03.10.1991 |
Страна-эксплуатант | СССР |
Место | аэродром Хотилово |
Время | |
Самолет(ы) | МиГ-25ПУ |
Эксплуатант | |
Летчик(и) | полковник А.М.Миронов, ст.лейтенант А.М.Аксутик |
Обстоятельства | Пожар правого двигателя |
Исход | Летчики успешно катапультировались |
Причины | |
Дата | 21.02.1992 |
Страна-эксплуатант | СССР |
Место | Щучин (Белоруссия) |
Время | |
Самолет(ы) | МиГ-25РУ |
Эксплуатант | 10-й орап |
Летчик(и) | к-ны А.Ковалевский и А.Степанов |
Обстоятельства | Полет в зону(утренние полеты). Через 5-7 мин после взлета пропала отметка от самолета. |
Исход | Экипаж погиб |
Причины | не выяснены |
Дата | 20.08.1992 |
Страна-эксплуатант | Айзербайджан |
Место | село Члдран (Нагорный Карабах) |
Время | |
Самолет(ы) | МиГ-25ПД |
Эксплуатант | ВВС Айзербайджана |
Летчик(и) | капитан Ю.В.Беличенко |
Обстоятельства | сбит наземной ПВО |
Исход | Беличенко катапультировался, но в мае 1994 был приговорен к смертной казни, как наемник |
Причины | |
Дата | 21.10.1992 |
Страна-эксплуатант | Россия |
Место | Щучин (Белоруссия) |
Время | |
Самолет(ы) | МиГ-25РУ |
Эксплуатант | 151 ап РЭБ |
Летчик(и) | п/полковник А.П.Новокрещинов, капитан Пивовар |
Обстоятельства | Выполняли перегоны самолётов полка в Барановичи после расформирования 151 орап. Т.к. полёт был последним хотели выполнить переворот над аэродромом. После выполнения полубочки перетянули ручку и сорвались в штопор. |
Исход | Экипаж погиб |
Причины | Срыв в штопор |
Дата | 1992-93 |
Страна-эксплуатант | Айзербайджан |
Место | Нагорный Карабах |
Время | |
Самолет(ы) | МиГ-25РБ |
Эксплуатант | ВВС Айзербайджана |
Летчик(и) | |
Обстоятельства | сбит наземной ПВО |
Исход | |
Причины | |
Дата | 25.12.1992 |
Страна-эксплуатант | Ирак |
Место | Ирак |
Время | |
Самолет(ы) | МиГ-25ПД |
Эксплуатант | ВВС Ирака |
Летчик(и) | |
Обстоятельства | два истребителя F-16 ВВС США, впервые применив УР AIM 120 AMRAAM, сбили иpакский МиГ-25 |
Исход | |
Причины | |
Дата | 1993 |
Страна-эксплуатант | Айзербайджан |
Место | аэродром Насосный |
Время | |
Самолет(ы) | МиГ-25ПДС |
Эксплуатант | ВВС Айзербайджана |
Летчик(и) | Вердиев Эльхан |
Обстоятельства | На взлете не справился с управлением |
Исход | Летчик погиб |
Причины | |
Дата | 02.07.2003 |
Страна-эксплуатант | Россия |
Место | в нескольких километрах от деревни Нижний Ют (Мурманская область) |
Время | 16:28 (МСК) |
Самолет(ы) | МиГ-25 |
Эксплуатант | ВВС России |
Летчик(и) | майор Александр Рябов |
Обстоятельства | при взлете у истребителя отказал двигатель |
Исход | летчик успел катапультироваться, а самолет упал в небольшое озеро у горы Нюд на окраине Мончегорска. |
Причины | |
Помогали: