![]() |
В связи с тем, что возникла необходимость обучения пилотов для работы с таким необычным самолетом, как МиГ-25, была разработана
и испытана учебно-тренировочная версия нового МиГа. Прототип был разработан на базе
перехватчика. Заинтересованность в спарке высказал и заказчик - авиация ПВО.
Носовая часть самолета до шпангоута № 1 была переконструирована для размещения там кабины инструктора (подобное решение было
испытано на самолетах Ту-128У и Як-28У).
Серийное производство МиГ-25ПУ (изд.39) начато в 1969 году. Самолет имеет двойное управление
и систему для переговоров экипажа. Оборудование кабин было сделано по типу перехватчика. Из-за
того, что передняя кабина заняла место РЛС, на самолет установили оборудование имитации
действия РЛС и учебные варианты ракет Р-40Т (4 шт.).
В 1977 году один из самолетов МиГ-25ПУ приготовили для побития некоторых мировых
рекордов.
31 августа пилот С.Савицкая достигла высоты полета 21209,9 м, а 21 октября на дистанции 500 км
была достигнута скорость 2466,1 км/ч. 12 апреля 1978 года опять же Светлана Савицкая пролетела по замкнутому маршруту в 1000 км со средней скоростью
2333 км/ч. Самолет зарегистрирован в ФАИ под индексом Е-133.
МиГ-25ПУ-СОТН - летающая лаборатория программы «Буран» («22»)
Более широко, чем «01», в программе «Буран» использовался опытный самолет, переоборудованный
из варианта МиГ-25ПУ (бортовой № 22). С 17 апреля 1985 года он служил для разработки и уточнения
алгоритмов управления траекторией ВКС «Буран» во время полета на высотах ниже 20000 м, регистрации
параметров аппаратуры автоматического управления, испытания бортовой телевизионной аппаратуры,
подготовки и тренировки экипажей «Бурана». Бортовая система, разработанная в НПО
«Молния»
и Институте телевизионных систем и включающая видеокамеры SONY DXM-3Р, видеомагнитофон 4800РS, монитор DX-50, передатчик
KL-108 и антенну MB-10; была размещена в передней кабине самолета. Наземный пункт контроля оснащался приемником KL-123, антеннами
ближнего и дальнего действия, а также аппаратурой управления и регистрации.
Самолет МиГ-25ПУ-СОТН (самолет оптико-телевизионного наблюдения) с высоты около 18000 м летел с выпущенными тормозными
щитками, шасси и задросселированными двигателями, проводя контроль полета
аналогов «Бурана», роль которых выполняли специальные самолеты МиГ-25РБК
(бортовой № 02) и МиГ-31 (бортовой
№ 97). Во время первого этапа испытаний выполнено 15 полетов, где проверялась работа системы, дальность ее действия и
помехозащищенность. Оказалось, что в 85 % случаев сигнал, передаваемый на наземную
станцию, проходил без помех, а наиболее сильные помехи создавали радиовысотомеры других самолетов,
находящихся вблизи зоны испытания.
Второй этап испытаний проходил в августе-сентябре 1986 года с целью оптимизации параметров передачи и оценки влияния исследуемого
объекта на ее качество. Выяснилось, что оптимальное удаление около 10 метров. Это
повлияло на то, что монитор разместили также в кабине пилота, модифицировали форму фонаря
передней кабины и применили видеокамеру системы ВЕТАСАМ.
Заключительные испытания проведены с 11 по 16 октября 1986 года в
районе Евпатории. В ходе их было выполнено 10 полетов с
использованием полного состава модифицированной аппаратуры.
Самолет МиГ-25ПУ-СОТН, после использования в программе «Буран», служил для испытаний других опытных самолетов.
Описание | ||
---|---|---|
Разработчик | ОКБ А.И.Микояна | |
Обозначение | МиГ-25ПУ | |
Кодовое наименование НАТО | FoxBat-C | |
Тип | учебный самолет | |
Первый полет | 19б9 | |
Экипаж, чел | 1 | |
Силовая установка | ||
Число двигателей | 2 | |
Двигатель | ТРДФ Р-15Б-300 | |
Тяга двигателя, кгс (кН) | максимальная | 7500 |
форсаж | 11200 | |
Вооружение | ||
УР «воздух-воздух» | 4 х Р-40Т |
Источники информации: