МиГ

МиГ-31Д FoxHound
носитель противоспутниковой ракеты

Взлет МиГ-31Д     В 1987 г. ОКБ им.Микояна доработало пару МиГ-31 под иной состав вооружения. Самолет получил обозначение МиГ-31Д («изделие 07») Ему предстояло нести одну большую специализированную ракету, и система управления вооружением была полностью переделана под нее. Прототипы не имели РЛС (вместо нее стоял 200-килограммовый массовый эквивалент), радиопрозрачный носовой обтекатель заменили на цельнометаллический, ниши узлов АКУ для УР Р-33 зашили, установив центральный выдвижной пилон для «изделия». МиГ-31Д оснастили наплывами как на МиГ-31М и большими треугольными плоскостями на концах крыла («ластами»), подобными тем, что стояли на прототипе МиГ-25П. «Ласты» служили для увеличения устойчивости в полете при подвеске на внешнем пилоне большой ракеты 79М6 «Контакт».
    Постройка первой опытной машины (бортовой № 071, т.е. "изделие 07", 1-я машина) завершилась к концу 1986 г., и 17 января 1987 г. экипаж в составе летчика-испытателя ОКБ им. А.И.Микояна А.Г.Фастовца и штурмана-испытателя Л.С.Попова поднял ее в первый полет. Второй прототип МиГ-31Д, борт 072, испытывался пилотами ОКБ в Жуковском. Первый полет второй самолет совершил 28 апреля 1988 г., экипаж - А.Н.Квочур и Л.С.Попов. К началу 1990-х г.г. этап летно-конструкторских испытаний МиГ-31Д был завершен, и обе машины были перебазированы для прохождения дальнейших испытаний на полигон "Сары-Шаган". В ходе испытаний самолеты базировались на площадке №7 полигона.
    Испытания противоспутникового авиационного комплекса системы З0П6 на полигоне Сары-Шаган были заданы Постановлением Совмина СССР №182-299 от 27 ноября 1984 г. и начаты в 1985 г. В 1986 г. дана оценка информационно-технического сопряжения комплексов 30П6 "Контакт" и 45Ж6 "Крона". Разработаны принципы организации обмена данными между командными пунктами комплексов "Крона" и комплекса 30П6. Работы по исследованию возможностей и по испытанию и развертыванию средств комплекса велись вплоть до 1995 г. МиГ-31Д
    Можно предположить, что МиГ-31Д создавался в рамках программы отечественных «звездных войн» для уничтожения орбитальных станций и ИСЗ противника. В США подобная система разрабатывалась по программе ASAT и включала двухступенчатую ракету на носителе Макдоннелл-Дуглас F-15. Истребитель, работая в качестве первой ступени, «выскакивал» на динамический потолок и запускал ракету.
    По информации зам.генерального конструктора ОКБ им. Микояна А.Белосвета, оно с 1997 г. начало разработку системы выведения на околоземные орбиты космических ЛА с помощью переоборудованного перехватчика МиГ-31. В основу был положен опыт, накопленный ОКБ в результате экспериментов по созданию противоспутникового истребителя МиГ-31Д. Коммерческая ракета-носитель РН-С грузоподъёмностью 40-200 кг должна запускаться с летающей пусковой установки - истребителя МиГ-31Д, летящего на высоте порядка 17000 м со скоростью 3000 км/ч. Ракета разрабатывается ОКБ «Вымпел», специализирующимся на создании УР класса «воздух-воздух». Первый опытный запуск этой РН намечался на 1999-2000 гг.
    Это послужило основой для создания авиационно-ракетного комплекса выведения на орбиту «Ишим»
    В настоящее время машины 07/1 и 07/2 находятся в Казахстане (на полигоне Сары-Шаган).
    МиГ-31 мог быть носителем гиперзвуковой летающей лаборатории ГЛЛ-31 (ВЛЛ-АС).

МиГ-31Д

Взлет МиГ-31Д
МиГ-31Д

Источники информации:

  1. «Авиация и Космонавтика» 11'98;
  2. Чемодан из Гастронома Mig-31 / А.Ларионов; Мир Авиации №3-99 /
  3. Моя небесная жизнь / В.Меницкий, 1999 /
  4. Авиация от А до Я