МиГ

МиГ-31
Аварии, катастрофы и боевые потери

    Начальник пресс-службы ВВС РФ полковник Александр Дробышевский охарактеризовал МиГ-31 кратко: «Машина сложная, но очень надежная». К 2000 году (с начала выпуска в 1978 году) с МиГ-31 произошло 35 авиапроисшествий, в том числе 12 катастроф, причем 19 из них - по вине летчиков.

Дата 20.09.1979
Страна-эксплуатант СССР
Место г.Ахтубинск
Время  
Самолет(ы) МиГ-31
Эксплуатант ГК НИИ ВВС
Экипаж П.М.Остапенко - Герой Советского Союза (1971), заслуженный летчик-испытатель СССР (1973), майор, Л.С.Попов - Герой Российской Федерации (1994), заслуженный штурман-испытатель СССР (1984), старший лейтенант запаса.
Обстоятельства пожар двигателей
Исход летчики катапультировались на высоте 150 метров от земли на скорости 400 км/час
Причины самопроизвольное падение тяги двигателей из-за нарушения управления реактивными соплами двигателей от пожара в мотогондоле, вызванного течью топлива из фланцевого соединения клапана К3-3048-2 левого двигателя
Дата 22.10.1979
Страна-эксплуатант СССР
Место г.Горький
Время  
Самолет(ы) МиГ-31
Эксплуатант ПВО СССР
Экипаж Лешкович Станислав Константинович - заслуженный летчик-испытатель СССР, полковник, Кондауров Владимир Николаевич - ГСС (1988), Заслуженный лётчик-испытатель СССР(1980), полковник
Обстоятельства заклинило оба двигателя, отказ управления
Исход летчики катапультировались
Причины зацепление статора и лопаток турбины в процессе неравномерного охлаждения после выключения двигателя
Дата 04.04.1984
Страна-эксплуатант СССР
Место аэродром ЛИИ (г.Жуковский)
Время  
Самолет(ы) МиГ-31
Эксплуатант ОКБ А.И.Микояна
Экипаж Федотов Александр Васильевич ГСС, заслуженный летчик-испытатель СССР, генерал-майор авиации, Зайцев Валерий Сергеевич - штурман-испытатель, капитан
Обстоятельства Первая версия - отказ системы сигнализации выработки топлива из баков. На этой версии остановилась комиссия. Вторая версия - основательное разрушение межвального подшипника и разнос двигателя, приведший к нарушению управления самолетом, а затем и взрыву самолета в воздухе. 
Исход срыв самолета при заходе на посадку, летчики не успели катапультироваться
Причины  
Дата 8.08.1988
Страна-эксплуатант СССР
Место Кольский п-ов
Время  
Самолет(ы) МиГ-31
Эксплуатант гвардейский Краснознаменный имени дважды Героя Советского Союза Бориса Сафонова 174-й ИАП
Экипаж гвардии майор В.Кудрявцев и гвардии капитан А.Кравченко
Обстоятельства При полете над морем произошел отказ одной из систем. Только благодаря выдержке и самообладанию летчики посадили горящий самолет на своем аэродроме.
Исход летчик был награжден орденом Боевого Красного Знамени, штурман – орденом Красной Звезды
Причины  
Дата 20.12.1988
Страна-эксплуатант СССР
Место г.Семипалатинск
Время  
Самолет(ы) МиГ-31
Эксплуатант 356 ИАП
Экипаж Зам.ком.полка Р.Дашкин, капитан А.Титов
Обстоятельства инструктор провозил лётчика на 4000 м показал ему парашютирование (пикирование) до 2000 м и переворотом стал выводить, не хватило высоты.
Исход экипаж погиб
Причины инструктор упустил контроль за высотой на парашютировании
Дата 11.01.1989
Страна-эксплуатант СССР
Место аэродром Громово
Время светлое время суток
Самолет(ы) МиГ-31
Эксплуатант 180 гв. ИАП
Экипаж полковник Шульга Г.И., полковник Гладкий В. (инструктор)
Обстоятельства ДСМУ, заход на посадку, на глиссаде сработала сигнализация «пожар двигателя». Пилот выключил двигатель и ушел на 2-й круг. Пробовал садиться на одном двигателе. Не рассчитал посадочную скорость, самолет шел ниже глиссады с опасностью недолета до ВПП. Увеличил обороты двигателя, но скорость увеличивалась недостаточно (запр.почти полная). Принял решение убрать закрылки и «разогнать» самолет. Сразу после уборки закрылков на малой скорости и больших углах( +скольжение из-за одного дв.) самолет свалился на борт. Летчики катапультировались при крене 90, но из-за малой высоты и крена самолета обоих протащило по деревьям.
Исход Оба летчика скончались в госпитале.
Причины ложное срабатывание датчика пожар лев. двигателя.
Дата 1989 - 91
Страна-эксплуатант СССР
Место м. Громово
Время  
Самолет(ы) МиГ-31
Эксплуатант 180-й ИАП
Экипаж Летчик - С.Мамчич, штурман - К.Буянов
Обстоятельства На взлете, при отрыве от земли, остановились все генераторы тока - 2 переменного и 2 постоянного. Все системы самолета, за исключением аварийных, отказали. Экипаж катапультироваться отказался.
Исход Набрав высоту, слив топливо, экипаж совершил посадку с первого захода. Экипаж получил правительственные награды. При касании земли все генераторы заработали.
Причины Причина отказа установлена не была. Самолет в дальнейшем эксплуатировался без подобных эксцессов.
Дата 1989 - 90
Страна-эксплуатант СССР
Место м. Громово
Время  
Самолет(ы) МиГ-31
Эксплуатант 180-й ИАП
Экипаж Летчик - С. Новиков, штурман -?
Обстоятельства В полете произошло разрушение КОМ (Коробки Отбора Мощности) с разрушением части обшивки (детали вылетели наружу) и, возможно, также и правого двигателя.
Исход Экипаж катапультироваться отказался, произвел аварийную посадку. Экипаж получил правительственные награды. Самолет был восстановлен в строй.
Причины  
Дата февраль 1990
Страна-эксплуатант СССР
Место Жана-Семей
Время  
Самолет(ы) 2 МиГ-31
Эксплуатант  
Экипаж Летчик - ?, штурман -?
Обстоятельства Столкновение после взлета в наборе высоты
Исход  
Причины  
Дата 08.02.1990
Страна-эксплуатант СССР
Место аэродром Талаги
Время  
Самолет(ы) МиГ-31
Эксплуатант 180-й ИАП
Экипаж командир аэ подполковник Корнеев В.Б., 1 класс, командир отряда капитан Ермоленко А.И., 2 класс
Обстоятельства НСМУ. После выполнения задания при заходе на посадку подход к ВПП и приземление выполнил на повышенной скорости. В результате на пробеге при выпуске ТП на скорости 350 км/ч (вместо допустимой 330 км/ч) один купол оборвался, а второй перехлестнулся и погас. Экипаж по команде РП отключил один двигатель и предпринял энергичные меры для остановки самолета, однако при боковом ветре 8 м/с на мокрой ВПП сохранить направление пробега по оси ВПП не смог. За 300 м до конца полосы под углом 35° самолет сошел на грунт и столкнулся с площадкой под прожектор из бетонных плит.
Исход Из-за полученных серьезных повреждений элементов конструкции планера самолет восстановлению не подлежит. Экипаж невредим.
Причины неграмотное использование летчиком тормозных посадочных устройств самолета при посадке на мокрую БВПП с повышенной скоростью; нарушения мер безопасности по установке прожектора на позицию, несопряженную с поверхностью летного поля, что при столкновении с ней привело к разрушению самолета при сходе его с БВПП.
Дата 24.05.1990
Страна-эксплуатант СССР
Место аэродром Комсомольский
Время  
Самолет(ы) МиГ-31
Эксплуатант
Экипаж
Обстоятельства Грубая посадка, разрушение стоек шасси
Исход
Причины  
Дата 17.04.1990
Страна-эксплуатант СССР
Место аэродром Сокол
Время  
Самолет(ы) МиГ-31
Эксплуатант  
Экипаж капитан Логвиненко А.Е., 1 класс, летчик-штурман, военный штурман капитан Васильев П.И., 1 класса
Обстоятельства ДПМУ. Экипаж, выполняя облет самолета после замены агрегата РЭД-3048 правого двигателя, обнаружил повышенный расход топлива. Была предпринята попытка долететь до аэродрома, однако топлива не хватило, и на 38-й минуте полета произошло самовыключение обоих двигателей. Показания расходомера и топливомера при этом были близки к нулю.
Исход Экипаж катапультировался.
Причины остановка обоих двигателей в полете из-за нештатного включения по неустановленной причине электроцепи аварийного слива топлива, что привело к полному опорожнению баков.
Дата август 1990
Страна-эксплуатант СССР
Место полигон Сары-Шаган
Время  
Самолет(ы) МиГ-31
Эксплуатант 174-й ИАП (г. Мончегорск)
Экипаж летчик - гв.майор В.Кудрявцев, штурман - гв.капитан А.Кравченко
Обстоятельства в ходе тактического учения с боевой стрельбой МиГ-31, находившийся на высоте 15 км был сбит ракетой Р-33, пущенной с другого МиГ-31, летящего на высоте 4 км, по радиоуправляемой мишени
Исход летчик погиб, штурману отсекло осколками несколько пальцев, но несмотря на это он сумел дернуть ручки, и катапультировать себя и погибшего командира
Причины в соответствии с техническими характеристиками ракеты Р-33 стрельба считалась возможной, если превышение цели над стреляющим самолетом составляло не более 6 км
Дата 26.09.1990
Страна-эксплуатант СССР
Место 20 км от Мончегорска
Время ночь
Самолет(ы) МиГ-31
Эксплуатант 174 гв. ИАП
Экипаж гв.майор Щиров Виктор Алексеевич и оператор оружия (штурман) гв.капитан Астафьев Валерий Кронидович
Обстоятельства набирая высоту, летчик перевернул машину вверх шасси
и дезориентировавшись стал круто забирать к земле, считая,
что круто набирает высоту
Исход экипаж погиб
Причины потеря ориентации в ночном полете
Дата 13.03.1991
Страна-эксплуатант СССР
Место Красноярский край
Время  
Самолет(ы) МиГ-31
Эксплуатант  
Экипаж  
Обстоятельства во время полета на высоте 1000 км истребитель взорвался в воздухе
Исход два члена экипажа погибли
Причины  
Дата 09.08.1991
Страна-эксплуатант СССР
Место Ахтубинск
Время  
Самолет(ы) МиГ-31М (052)
Эксплуатант ОКБ МиГ
Экипаж Горбунов Владимир Михайлович - Герой Российской Федерации (1992), заслуженный лётчик-испытатель СССР (1989), полковник, Хазов Сергей Петрович - Штурман-испытатель 1-го класса (1991), капитан.
Обстоятельства Нарушение управляемости - крен. При вынужденной посадке крен достиг критического значения, пришлось «бочками» набирать высоту и катапультироваться.
Исход Экипаж успешно катапультировался. Хазов повредил спину.
Причины уход бустера элерона в крайнее положение.
Дата 30.09.1991
Страна-эксплуатант СССР
Место аэродроме Саваслейка
Время  
Самолет(ы) МиГ-31
Эксплуатант  
Экипаж майор Шаповалов С.А. и летчик-штурман подполковник Субботин М.В.
Обстоятельства ДПМУ. Тренировочный полет перед предстоящим показом авиационной техники. В нарушение полетного задания взлет выполнен без закрылков. После отрыва и перевода самолета в набор высоты на скорости 390-400 км/ч летчик не учел возросшую эффективность стабилизатора, «не прикрытого» закрылками, и привычным движением РУС (по темпу, по величине движения и усилиям) вывел самолет на закритические углы атаки 20°, что привело к его сваливанию.
Исход Катапультирование экипажа проведено решением штурмана на высоте 120-150 м на скорости 410-420 км/ч при крене самолета 50-600. Штурман невредим, командир экипажа погиб из-за недостатка высоты и большой скорости снижения. Самолет столкнулся, с землей и разрушился.
Причины Летному происшествию способствовала неудовлетворительная организация подготовки экипажа к специальному полету со стороны командования 148 ЦБП и ПЛС авиации ПВО и управления полка.
Дата 18.10.1991
Страна-эксплуатант СССР
Место аэродром Ржев
Время  
Самолет(ы) МиГ-31
Эксплуатант  
Экипаж начальник ЛИС АРЗ подполковника Волков Л.П., штурман соединения по АСУ подполковника Рогачев В.А.
Обстоятельства ДСМУ, облет самолета после среднего ремонта. При разгоне до скорости М = 2,65 на высоте 17500 м со снижением возникло самопроизвольное рыскание самолета по направлению с появлением левого крена до 30°. Попытка летчика устранить скольжение дачей правой ноги привела к возникновению прогрессирующего правого вращения, на отклонение РУС против вращения самолет не реагировал.
Исход После двух «бочек» – экипаж катапультировался.
Причины Выполняя облет самолета на больших числах М, летчик должен знать и помнить, что на М>1,5 самолет МиГ-31 имеет малую путевую устойчивость и склонен к самовращению при возникновении скольжения.
Дата 31.10.1991
Страна-эксплуатант СССР
Место аэродроме Саваслейка
Время  
Самолет(ы) МиГ-31
Эксплуатант
Экипаж командир отряда майор Логинов А.В., штурман отряда капитан Третьяк М.А.
Обстоятельства НСМУ полет на разгон самолета.
После выполнения взлета в наборе высоты, при работе двигателей на режиме «Полный форсаж», самолет вошел в облака. Летчик форсажи двигателей не отключил и разогнал самолет до скорости около 1000 км/ч. Из-за резких движений РУС самолет попал в раскачку.
Исход После выхода под облака по нисходящей траектории летчики катапультировались.
Причины постановка летчику непосильной задачи и психологическая неподготовленность экипажа к выполнению данного полета, что привело к неосознанным, неправильным действиям, приведшим к снижению самолета, которое было воспринято летчиком как отказ управления.
Дата 10.01.1992
Страна-эксплуатант СССР
Место аэродром Елизово
Время  
Самолет(ы) МиГ-31
Эксплуатант  
Экипаж командир отряда майор Серганов С.В., штурман капитан Чесовский А.С.
Обстоятельства ДСМУ. Экипаж выполнял взлет с полной заправкой топлива для выполнения полета по упражнению 305 КБП АПВО ИДД-86 – контрольный полет для проверки боевого применения. После отрыва, на 25 с взлета, при работе двигателей на режиме «Полный форсаж» самолет стал энергично крениться вправо. Летчик пытался парировать крен полным отклонением РУС влево, однако, тенденция увеличения крена возрастала, и тогда он принял решение на катапультирование.
Исход Штурман катапультировался на высоте 20-25 м при крене 68°, летчик на высоте около 5 м и крене 183°. Летчик погиб, штурман получил тяжелую травму позвоночника.
Причины При расследовании данного ЛП по материалам СОК выявлено, что при выполнении взлета самолет разворачивало вправо. Летчик выдерживал направление отклонением левой педали. Перед отрывом педали были поставлены нейтрально. После отрыва возникшее скольжение самолета (причина) не было устранено. На кренение вправо (следствие) летчик реагировал (на следствие, а не на причину) только полным отклонением ручки управления самолетом. Кроме того, двухсекундное необъяснимое отклонение рулей направления (педалей) вправо привело к глубокому крену на высоте 20-25 м. Причиной летного происшествия явилось сочетание факторов, не позволивших летчику устранить скольжение и кренение самолета из-за разнотяговости двигателей вследствие скоротечности ситуации и малой высоты после отрыва. Разнотяговость двигателей возникла из-за невключения режима «Полный форсаж» правого двигателя по причине нарушения электроцепи вследствие некачественной пайки на заводе-изготовителе.
Дата 26.10.1992
Страна-эксплуатант Россия
Место аэродром Правдинск
Время  
Самолет(ы) МиГ-31Б
Эксплуатант  
Экипаж капитан Солодовников А.Н., 1 класс, инструктор - заместитель командира полка подполковник Коротков Г.Н.
Обстоятельства ДСМУ.  На посадке при пробеге после опускания носового колеса через 6 с после выпуска тормозного парашюта на V=150 км/ч произошел обрыв тележки левой основной стойки шасси. По команде РП, заметившего искры и дым в районе левой стойки, экипаж отключил двигатели и сумел остановить самолет в пределах ВПП.
Исход Самолет получил повреждения от механического воздействия оборвавшейся тележкой, при этом деформированы: левая половина стабилизатора, левая внутренняя часть закрылка, левая сторона фюзеляжа, задний щиток левой основной стойки шасси.
Причины  Причиной ЛП явилось разрушение левой основной стойки шасси из-за разрушения оси, соединяющей тележку и стойку-цилиндр.
Дата 10.03.1993
Страна-эксплуатант Россия
Место аэродром Елизово
Время ночь
Самолет(ы) МиГ-31
Эксплуатант  
Экипаж командир аэ майор Лютов О.А., 1 класс, штурман - капитан Андреев Л.А.
Обстоятельства НПМУ. На 15-й минуте полета (Н = 11000 м, V = 1000 км/ч) при работе двигателя на режиме «ПФ» экипаж почувствовал удары в хвостовой части фюзеляжа, сработала сигнализация об отказе генератора переменного тока левого двигателя. Летчик перевел РУДы на режим «Максимал», после чего сработала сигнализация о превышении Т4 левого двигателя выше допустимой и о пожаре правого двигателя. После перевода РУД правого двигателя на режим «МГ» и последовательно на «Стоп» была включена система пожаротушения. При выполнении разворота экипаж наблюдал интенсивное свечение за самолетом.
Исход После срабатывания сигнализации о пожаре левого двигателя экипаж катапультировался.
Причины отказ левого двигателя в полете, приведший к возникновению пожара в двигательном отсеке, ликвидировать который принятыми мерами экипаж не смог. Наиболее вероятными причинами отказа двигателя могли быть: нарушение работоспособности топливной автоматики из-за засорения топливного фильтра; разрушение рабочей лопатки 2-й ступени турбины высокого давления.
Дата 01.06.1993
Страна-эксплуатант Россия
Место  
Время  
Самолет(ы) МиГ-31
Эксплуатант ВВС
Экипаж  
Обстоятельства ДСМУ. После взлета и разворота на заданный курс летчик доложил об отказе КПП и перешел на пилотирование по ДА-200, пилотируя в облаках по дублирующим приборам, вывел самолет на режим сваливания.
Исход Оценив ситуацию: уменьшение высоты полета, неуправляемое движение самолета в облаках, экипаж принял решение на катапультирование.
Причины не информированное нарушение работоспособности КПП летчика по крену в облаках; развитие сложного положения на неустановившихся режимах и сваливание самолета при выводе из него по дублирующим приборам вследствие восприятия летчиком искаженной информации от ДА-200 о пространственном положении самолета; малая вероятность вывода самолета из сложного положения на переходных режимах в облаках по дублирующему прибору ДА-200; нечеткое взаимодействие в экипаже по определению отказа КПП, недостаток опыта полетов по дублирующим приборам на данном типе самолета из-за отсутствия учебно-боевых самолетов. Установлено, что в данный полет, самолет был выпущен со снятым блоком «Маневр» (по его неисправности), что послужило одной из причин нарушения взаимодействия в экипаже, так как штурман был отвлечен на решение нештатных задач.
Дата 22.02.1994
Страна-эксплуатант Россия
Место аэродром Правдинск
Время  
Самолет(ы) МиГ-31
Эксплуатант  
Экипаж  
Обстоятельства ДСМУ. На посадке, после выпуска ТП, самолет начал уклоняться влево с опусканием левой плоскости. Экипаж удержать самолет на ВПП не смог, самолет сошел на грунт и получил значительные повреждения.
Исход  
Причины складывание левой основной стойки шасси на пробеге. Конкретную причину складывания стойки определить не удалось.
Дата 31.05.1995
Страна-эксплуатант Россия
Место аэродром Сокол (Дземги)
Время  
Самолет(ы) МиГ-31
Эксплуатант  
Экипаж  
Обстоятельства ДПМУ. Пожар на самолете после взлета.
Исход Экипаж успешно катапультировался
Причины Наиболее вероятной причиной пожара явилось нарушение герметичности трубопровода активного топлива.
Дата 06.09.1995
Страна-эксплуатант Россия
Место аэродром Котлас
Время  
Самолет(ы) МиГ-31
Эксплуатант  
Экипаж  
Обстоятельства НСМУ. В момент пуска ракеты Р-40т по САБ экипаж почувствовал толчок в районе левой плоскости, обнаружил энергичное кренение вправо до угла 200° с опусканием носа до угла -60°, что привело к сваливанию самолета в штопор.
Исход При катапультировании командир экипажа получил травму позвоночника, штурман невредим. Экипаж подобран в Белом море кораблем Михаил Фокин.
Причины
Дата 12.07.1996
Страна-эксплуатант Россия
Место аэродром Комсомольский
Время 21.10
Самолет(ы) МиГ-31
Эксплуатант  
Экипаж майор Емельянов И.В., командир авиационного отряда, 1 класс, п/полковник Супрунов П.Н., командир иаэ, 1 класс, (инструктор)
Обстоятельства ДСМУ. вывозной полет в зону и по маршруту на средних и больших высотах. После выполнения задания в зоне на 41-мин. полета при остатке топлива 4000 кг лётчик запросил разрешение для захода на посадку с имитацией отказа одного двигателя. РП, наблюдая значительный перелет самолета, в момент нахождения его на высоте 3 м проинформировал об этом экипаж и дважды подал команду об уходе на 2-й круг. Экипаж, выполняя команду РП, до касания самолета ВПП поставили РУД правого двигателя на «Максимал», оставив левый двигатель в задросселированном положении при оборотах «Малый газ». Самолет приземлился с перелетом 800 м от начала ВПП на скорости 330 км/ч. В дальнейшем, в течение 18 с, движение самолета по ВПП происходило с поднятой передней стойкой шасси и отклоненной правой педалью на 3/4 ее хода (для выдерживания направления взлета). Отрыв самолета произошел с левой половины ВПП под углом 3° к её оси и в 250 м до её торца на скорости 325 км/ч. При этом обороты левого дв-ля были 62 %, правого – 100 %. С момента отрыва самолета от ВПП на скорости менее расчетной возникла и начала развиваться аварийная ситуация. Летчик-инструктор из-за малой скорости полета уменьшил угол тангажа до +10°. РП, наблюдая снижение самолета, трижды подал команду на включение форсажного режима работы двигателей. Летчик включил форсаж правого двигателя (через 2 с после отрыва самолета от ВПП и за 8 с до его столкновения с землей). Полет самолета продолжался на высоте 1 м без набора с дальнейшим уклонением влево от оси ВПП. В дальнейшем, непосредственно перед столкновением самолета с левой стойкой АТУ высотой 5,5 м, экипаж увеличил угол тангажа до +15°, что привело к выходу самолета на режим сваливания и его кренению влево. Самолет на скорости 320 км/ч с углами тангажа 15° и крена 6° столкнулся со стойкой АТУ-2м, расположенной на дальности 300 м от торца ВПП, повредив при этом переднюю кромку правой консоли крыла, направляющую АПУ-52, нижнюю обшивку крыла перед закрылком и оборвал половину закрылка и 1/3 правой консоли стабилизатора. После столкновения самолета с АТУ-2м РП дважды подал экипажу команду на катапультирование.
Исход Через 2 с после подачи РП первой команды на покидание самолета (за 2,7 с до столкновения с землей) в процессе сваливания самолета на левую консоль крыла на высоте 6 м, приборной скорости 310 км/ч и перегрузке 1,5 ед. летчик-инструктор благополучно катапультировался из второй кабины. При этом угол крена составлял -46°, а тангажа +12,6°. Катапультирование летчика из передней кабины произошло за 0,7 с до столкновения самолета с землей на высоте 4,2 м, приборной скорости 300 км/ч, при крене -98° и угле тангажа -22° и закончилось его гибелью. Самолет на удалении 730 м от торца ВПП столкнулся с землей, разрушился и частично сгорел.
Причины неготовность л-ка к п-ту на новом типе с-та, вследствие недостатков в методике его переучивания НПП-д; неудовлетворительная летно-методическая подготовка инструктора и недостаточная его личная натренированность в полетах; несвоевременные действия РП при возникновении особой ситуации (НРП-в)
Дата 16.07.1996
Страна-эксплуатант Россия
Место аэродром Хотилово
Время 21.32
Самолет(ы) МиГ-31
Эксплуатант ИАП ПВО РФ (в/ч 42135)
Экипаж п/полковник Ананко В. Ф., зам. командира иап по ВР, 1 класс;
старший лейтенант Левченко К. П., штурман корабля, 3 класс.
Обстоятельства на взлете, во второй половине разбега, перед отрывом самолета от полосы началось уклонение самолета влево от оси ВПП. Командир корабля принял, решение на прекращение взлета: выключил форсажи обоих двигателей, опустил переднюю стойку шасси, применил средства торможения, выпустил ТП и начал исправлять возникшее уклонение с-та от оси ВПП. Самолет выкатился за пределы ВПП на скорости 250 км/ч. РП, наблюдая выкатывание самолета за пределы ВПП, дважды подал команду экипажу на катапультирование. Самолет при движении вне ВПП порвал сетку АТУ.
Исход при столкновении с препятствием (КРМ ПРМГ) самолет перевернулся через правую консоль крыла и загорелся. Л-ки средствами спасения не воспользовались. Экипаж и офицер части, находившийся в данное время в районе АТУ, погибли.
Причины Отказ левого двигателя самолета из-за усталостного разрушения шестерни центрального привода, обусловленного возникновением в ее материале переменных напряжений высокого уровня, наиболее вероятно, в результате возбуждения резонансных колебаний. (КПН-б)
Дата 15.08.1996
Страна-эксплуатант Россия
Место аэродром Комсомольский
Время 22.50
Самолет(ы) МиГ-31
Эксплуатант ИАП ПВО РФ (в/ч 42135)
Экипаж майор Синецкий Я.Я., командир авиационного отряда, 2 класс; капитан Попов П.И., штурман корабля, без класса.
Обстоятельства НСМУ, полет в зону и по маршруту в облаках на малых высотах и на воздушный бой в облаках на больших, средних и малых высотах. Совмещение одновременного снижения самолета до высоты 600 м (для реализации режима «Возврат») с доворотом на курс следования в точку начала второго разворота и отвлечения внимания командира корабля на поиск цели на ППИ, а штурмана – на ввод параметров имитированной цели, привело к потере контроля за высотой.
Исход Через 107 м после первого касания рельефа местности фальшкилями (через 0,5 с после касания) было выполнено катапультирование штурмана, а через 250 м пробега после этого – катапультирование командира корабля (через 1,3 с). Штурман благополучно приземлился на парашюте, а командир корабля от полученной при катапультировании травмы головы после своего приземления скончался.
Причины нарушение экипажем порядка выполнения задания, совмещение выполнения перехвата ИЦ с этапом снижения при выходе на аэродром посадки и упущение контроля за Н в условиях ночи. (НПП-а); не включение экипажем перед вылетом РВ-15 (сигнализатора опасной высоты) (НПП-в); отсутствие РЛК за текущей Н полета с-та на этапе снижения со стороны РБЗ (НРП-а).
Дата 26.09.1996
Страна-эксплуатант Россия
Место аэродром Правдинск
Время 21.56
Самолет(ы) МиГ-31Б
Эксплуатант ИАП ПВО РФ
Экипаж майор Иванов В. Б., командир корабля, 2 класс; старший лейтенант Орягин Д. А., штурман корабля, 3 класс.
Обстоятельства при посадке самолет со скольжением 39° на левую плоскость крыла под углом 18° к оси ВПП сошел вправо на грунт на удалении 2211 м от начала ВПП. При движении по грунту самолет развернулся влево и остановился под углом 40° к оси ВПП на удалении 2272 м от начала ВПП и правее её в 22 м.
Исход Экипаж выключил левый двигатель, доложил РП о выкатывании с ВПП, обесточил самолет и покинул его самостоятельно. РП из-за скоротечности развития особой ситуации и отсутствия информации оказать помощь экипажу не мог. Экипаж невредим. Самолет при движении по грунту получил значительные повреждения.
Причины самопроизвольный, нераспознанный экипажем выпуск и обрыв ТП в полете, что исключило его использование при выполнении посадки. Причина самопроизвольного выпуска не установлена (ОПНУ);
неготовность экипажа правильно оценить ситуацию при проявлении в полете признаков самопроизвольного выпуска и обрыва ТП, не информирование РП о проявлении этих признаков (НПП-д);
недостаточная подготовка лётчика к действиям при возникновении особой ситуации на пробеге в связи с отсутствием ТП;
упущения в контроле со стороны РП за выполнением посадки и движением самолета на ВПП после приземления.
Дата 15.01.1997
Страна-эксплуатант Россия
Место недалеко от города Котласа Архангельской области
Время 11.31
Самолет(ы) МиГ-31
Эксплуатант ИАП ПВО РФ (в/ч 42135)
Экипаж майор Стриженников В. И., командир авиационного отряда, 1 класс; капитан Щербанев Ю. В., штурман авиационного отряда, 1 класс.
Обстоятельства Выполнялся учебный полет. Через нескольких минут после взлета с самолетом прервалась связь, истребитель упал с высоты 12-13 километров  в болото (в 240 км от аэродрома) и взорвался.
Исход оба летчика погибли
Причины «острое кислородное голодание членов экипажа, причину которого установить не представилось возможным в связи с разрушением элементов конструкции самолета»
Дата 26.09.1997
Страна-эксплуатант Россия
Место п.Борисовский (Вышневолоцкий район Тверской области)
Время 19.17
Самолет(ы) МиГ-31
Эксплуатант 790 ИАП (авиабаза ПВО Хотилово)
Экипаж п/полковник Кургузов С.В., зам. ком. иап по ЛП, 1 класс, (инструктор); майор Мугинов Р.К., зам. командира иап по ВР, 2 класс.
Обстоятельства в 19 часов 11 минут московского времени произошло возгорание правого двигателя. Несмотря на все предпринятые меры, потушить пожар на борту не удалось. В 19 часов 17 минут экипаж катапультировался и через 30 минут был эвакуирован поисково-спасательной службой. Горящий самолет упал в лесисто-болотистой местности в районе аэродрома, никому не причинив вреда.
Исход оба пилота успешно катапультировались
Причины возникновение локального пожара в отсеке правого двигателя из-за негерметичности фланцевого соединения трубопроводов магистрали подвода активного топлива от ДЦН-76м правого двигателя к ГТН-7 топливных баков вследствие неустановки в это соединение резинового уплотнительного кольца при выполнении среднего ремонта самолета на ремонтном заводе или при замене двигателя в войсковой части (ОПНУ-б). АП обусловлено также неготовностью экипажа к выполнению контрольного полета после замены двигателя и к действиям при возникновении особой ситуации – при проявлении признаков пожара в отсеке двигателя
Дата 05.04.2000
Страна-эксплуатант Россия
Место п.Савватия (Котласский район Архангельской области)
Время 22:32
Самолет(ы) МиГ-31
Эксплуатант 458-й ГИАП ПВО РФ (в/ч 42135)
Экипаж полковник Машевский Геннадий и майор Строителев Евгений Сергеевич
Обстоятельства При завершении полета самолет совершил жесткую посадку, в результате которой сломалась правая стойка шасси. Машину повело сначала влево, потом вправо, самолет сделал полтора оборота вокруг своей оси. Затем его отнесло на 75 метров от взлетно-посадочной полосы и протащило еще 800 метров по курсу. Столкновения с чем-либо не было, но от удара и длительного торможения сильно повредилась кабина
Исход Е.Строителев получил ожоги, не совместимые с жизнью
Причины предельно жесткая посадка. Ошибка летчика. Сопутствующие причины: низкая натренированность летсостава авиаполка из-за финансовых трудностей.
Дата 28.02.2001
Страна-эксплуатант Россия
Место Мончегорск (Мурманская область)
Время  
Самолет(ы) МиГ-31 б/н 22
Эксплуатант 174-й ГИАП ПВО
Экипаж подполковник Сатановский Михаил Юрьевич и майор Овченков Владимир
Обстоятельства На 58-й минуте полета в кабине сработала речевая сигнализация и загорелось табло: «Пожар правого двигателя». 3а полторы секунды Сатановский оценил ситуацию, выключил двигатель и включил систему пожаротушения. Ситуацию усугубил отказ гидросистемы, а в баках самолета оставалось еще несколько тонн горючего. Он сумел ювелирно «притереть» горящий МиГ-31 к бетонке взлетно-посадочной полосы. Правда, из-за неработающих тормозов и невыпущенных закрылков (отказ гидросистемы) истребитель выкатился за ее пределы.
Исход успешная посадка
Причины  
Дата 14.10.2003
Страна-эксплуатант Россия
Место п.Боровая (Старицкий район Тверской области)
Время 14:54 мск
Самолет(ы) МиГ-31
Эксплуатант 148-й ЦБП ВВС
Экипаж  
Обстоятельства После ремонта на N 514 АРЗ (г.Ржев) МиГ-31 совершал полет для проверки всех систем. В полете сработал сигнализатор пожара правого двигателя Д-30Ф6. Экипаж все сделал для спасения машины. Истребитель-перехватчик дотянул до самого аэродрома. При заходе на посадку примерно на высоте 150 метров самолет неожиданно для экипажа дал недопустимо большой крен в 15 гр
Исход оба пилота успешно катапультировались
Причины  
Дата 01.06.2005
Страна-эксплуатант Россия
Место аэродром Хотилово (18 км от Бологого) Тверской области
Время 0.44 мск
Самолет(ы) МиГ-31 (бортовой номер "29 красный")
Эксплуатант 790 ИАП
Экипаж Олег Заболотный - майор, Александр Абушенков - капитан
Обстоятельства При посадке во время пробега по взлетно-посадочной полосе у самолета загорелись первый и второй двигатели. Самолет сошел с полосы и сгорел.
Исход оба пилота успешно катапультировались
Причины при посадке самолета произошло разрушение элементов основной стойки шасси. Причиной разрушения явились заводские дефекты при изготовлении элементов шасси
Дата 16.02.2007
Страна-эксплуатант Казахстан
Место 5 км от аэропорта "Сары-Арка" (город Караганда, Казахстан)
Время 21:22
Самолет(ы) МиГ-31
Эксплуатант в/ч 50185 Сил воздушной обороны Казахстана
Экипаж командир капитан Денис Федотов, штурман-летчик майор Андрей Леонтьев
Обстоятельства во время учебного полёта при возвращении на аэропорт потерпел крушение
Исход экипаж погиб
Причины неисправность пилотажно-навигационного оборудования
Дата 11.04.2008
Страна-эксплуатант Россия
Место в районе аэродрома Канск (Красноярский край)
Время
Самолет(ы) МиГ-31
Эксплуатант 712-й гвардейский истребительный авиаполк ВВС
Экипаж подполковники Владимир Приходько и Константин Козицкий
Обстоятельства в полете произошла разгерметизация обеих кабин и потеря откидной части фонаря первой кабины
Исход Экипаж совершил благополучную посадку на аэродроме
Причины
Дата 10.03.2010
Страна-эксплуатант Россия
Место на аэродроме Котлас (Архангельская область)
Время
Самолет(ы) МиГ-31 (бортовой номер "72 синий")
Эксплуатант 458-й гвардейский истребительный авиаполк
Экипаж капитан Воробей, лейтенант Егоров
Обстоятельства при посадке в сложных метеоусловиях самолет попал в плотный снежный заряд, тормозные парашюты выпускать не стали. При движении по земле сошел с полосы на боковую полосу безопасности, зацепился крылом за снежный бруствер и перевернулся, сломав левое крыло и левый киль. В перевернутом самолете сработали пороховые ускорители катапульт.
Исход Экипаж получил травмы. Штурману удалось покинуть самолет самостоятельно, пилота пришлось извлекать спасателям.
Причины
Дата 19.11.2010
Страна-эксплуатант Россия
Место в Чусовском районе Пермского края
Время
Самолет(ы) МиГ-31 (бортовой номер "18 синий")
Эксплуатант 6977-я авиабаза ВВС
Экипаж подполковник Станислав Коваленков и подполковник Дмитрий Медведкин
Обстоятельства в ходе тренировочного полета при выполнении высшего пилотажа, потеряли скорость и свалились в плоский штопор
Исход Экипаж катапультировался на высоте около 3500 м и не пострадал
Причины
Дата 06.09.2011
Страна-эксплуатант Россия
Место в районе деревне Болгары (Пермский край)
Время 6:41 (мск)
Самолет(ы) МиГ-31 (бортовой номер "11 синий")
Эксплуатант 2-я авиагруппа 6980-й авиабазы ВВС
Экипаж пилот подполковник Сергей Столпянский и штурман майор Андрей Горбачев
Обстоятельства в полете парой в сложных метеоусловиях на малой высоте, пытаясь избежать столкновения с другим самолетом, потерял пространственную ориентировку и врезался в землю
Исход Экипаж погиб
Причины
Дата 23.03.2013
Страна-эксплуатант Казахстан
Место в районе села Просторное (Карагандинская область, Казахстан)
Время
Самолет(ы) МиГ-31 (бортовой номер 02)
Эксплуатант Силы воздушной обороны Казахстана
Экипаж полковник Марат Едигеев и штурман майор Руслан Галимзянов
Обстоятельства во время учебно-тренировочного полета потерпел крушение
Исход Экипаж катапультировался, пилот Едигеев погиб
Причины
Дата 14.12.2013
Страна-эксплуатант Россия
Место в Надеждинском районе Приморского края
Время
Самолет(ы) МиГ-31ДЗ
Эксплуатант ВКС России
Экипаж
Обстоятельства Самолет выполнял испытательный полет из аэропорта "Кневичи" после капитального ремонта на авиаремонтном заводе №322. После отказа одного двигателя экипаж вывел самолет в безопасную зону.
Исход Экипаж успешно катапультировался
Причины
Дата 04.09.2014
Страна-эксплуатант Россия
Место в 25 км от Армавира (Краснодарский край)
Время
Самолет(ы) Миг-31БМ
Эксплуатант 6979-я авиабаза ВВС
Экипаж капитаны Евгений Ширшаков и Сергей Степакин
Обстоятельства При заходе на посадку у самолета не вышла правая стойка шасси.
Исход Оба члена экипажа катапультировались и остались живы, получив травмы легкой и средней тяжести.
Причины
Дата 30.10.2015
Страна-эксплуатант Россия
Место в 150 км от поселка Ключи (Камчатский край)
Время 18:38 мск
Самолет(ы) МиГ-31
Эксплуатант морская авиация Тихоокеанского флота ВМФ РФ
Экипаж
Обстоятельства При возвращении на аэродром базирования Елизово после выполнения планового учебно-тренировочного полета пропал c экранов радаров. Экипаж катапультировался на высоте 3366 м. Самолет сгорел.
Исход пилот не пострадал, штурман был травмирован, угрозы для жизни ранения не представляли
Причины нераспознание экипажем отказа системы основного приемника воздушных давлений, приведшее к частичной пространственной дезориентации, ошибочным действиям летчика и последующему катапультированию экипажа. Отказ системы основного приемника воздушных давлений произошел в результате закупорки магистрали полного давления, возникшей, наиболее вероятно, вследствие замерзания в ней влаги.
Дата 25.01.2016
Страна-эксплуатант Россия
Место в 40 км северо-западнее города Канск, возле деревни Хаерино Красноярского края
Время
Самолет(ы) МиГ-31
Эксплуатант ВКС РФ
Экипаж
Обстоятельства в ходе отработки учебно-тренировочной задачи потерпел крушение
Исход Оба члена экипажа успешно катапультировались и остались живы, получив ушибы.
Причины отказ техники
   

Источники информации:

  1. «Взлетная полоса длиною в жизнь» / В.Н.Кондауров, Жуковский. «Авиационный печатный двор», 2000 /
  2. «Летчики, самолеты, испытания» / А.А.Щербаков, М., 1998 /
  3. «Испытатели МиГов» ( И.Б.Балаков, А.А.Симонов, Жуковский. «Авиационный печатный двор», 1999 )
  4. Мемориал испытателей
  5. Письмо К.Дегтярева
  6. Письмо С.Адамова
  7. Память / АВВАКУЛ /

Рейтинг@Mail.ru Топ-100