
ЭПОС (105.11)
экспериментальный пилотируемый орбитальный самолет
История создания
ЭПОС (105.11) на видео
Компоновка и конструкция. Аппарат выполнен по схеме
«бесхвостка» с несущим корпусом, низкорасположенным треугольным крылом, однокилевым оперением, одним двигателем в хвостовой части фюзеляжа и четырехопорным шасси. Несущий фюзеляж имеет стреловидную в плане форму (угол стреловидности 78°) и сечения с закругленной верхней и практически плоской нижней частью. Фюзеляж состоит из четырех частей: носового отсека оборудования с кабиной, фермы с рамами, панелей с воздухозаборником ТРД и нижнего теплостойкого экрана.
Основной частью фюзеляжа является ферма. В этом конструкция была схожа с американским X-20.
Ферма с рамами - силовая пространственная сварная конструкция из стали ВНС-2. Ферменная конструкция выбрана из условий обеспечения максимального объема для размещения двигателя, топлива и оборудования, а так же в целях обеспечения минимальных температурных напряжений.
В нижней центральной части расположен топливный бак-отсек, который входит в силовую часть фермы. В хвостовой части размещен ТРД, воздухозаборник которого снабжен открываемой при работе двигателя створкой. Отсек оборудования с кабиной - обычной сварной конструкции из листовой стали ВНС-2, соединяется с фермой пироболтами, образуя спасаемую капсулу. Пилот
попадал в кабину верхний люк. Панели и воздухозаборник ТРД - обычной дюралевой конструкции, закрывают ферму и крепятся к ней на болтах. Экран установлен снизу фермы, защищает ее от термодинамического нагрева и создает основную несущую поверхность. Экран - сварная панель из листовой стали ВНС-2 с набором продольных и поперечных профилей, приваренных контактной сваркой.
С внутренней стороны экран покрыт термоизолирующим материалом. Экран подвешивается к ферме на 110 свободноориентирующихся тандерах, что обеспечивает его деформацию при неравномерном нагреве во все стороны без появления температурных напряжений. Съемные панели включают створку аварийного покидания кабины, люки подходов к оборудованию и двигателю и боковые панели. Пилот
попадал в кабину верхний люк.
Консоли крыла имеют угол стреловидности по передней кромке
55°, крепятся к фюзеляжу, но могут поворачиваться на угол до 30° вверх в зависимости от режима полета. Привод поворота консолей крыла - электрический с червячным механизмом. Крыло снабжено элеронами для управления по крену. Вертикальное оперение включает киль площадью
1,7 м2 с углом стреловидности по передней кромке 60° и руль направления. На верхней поверхности хвостовой части фюзеляжа расположены балансировочные щитки, отклоняемые вверх. Система управления самолетом - ручная, от традиционной ручки и педалей
«самолетного» типа.
Шасси - четырехопорное, убираемое, лыжное (для взлета с земли в начале летных испытаний на передних опорах установлены колеса). Передние опоры убираются поворотом назад в ниши боковых панелей фюзеляжа выше теплозащитного экрана, хвостовые - за задний обрез фюзеляжа. Выпуск шасси производится с помощью пневмосистемы.
Силовая установка самолета 105-11 состоит из турбореактивного двигателя Колесова
РД36-35К тягой 2000 (2350) кгс и весом 176 кг. Топливо для ТРД размещается в баке в средней части фюзеляжа.
Запаса топлива (500 кг) хватало на 10 минут крейсерского полета при полной тяге. С
помощью этого двигателя осуществлялся и взлет с поверхности (с использованием колесного шасси,
закрепляемого на передних полозьях).
Оборудование самолета включает стандартный набор пилотажно-навигационных приборов, размещенных на приборной доске в кабине летчика.
Описание | |||
---|---|---|---|
Разработчик | ОКБ-155 Микояна | ||
Обозначение | 105 | 105.11 | |
Тип | воздушно-космический самолет | дозвуковой аналог ЭПОС | |
Экипаж, чел. | 1 | 1 | |
Геометрические и массовые характеристики | |||
Длина самолета, м | 8 | 8,5 | |
Размах крыла, м | 7,7 | 6,4 (7,4) | |
Базовый диаметр, м | 2,8 | ||
Высота, м | 3,3 | 3,5 | |
Вес, кг | 10300 | 4220 | |
Силовая установка | |||
Атмосферная | |||
Двигатель | ТРД РД-36-35К | ТРД РД-36-35К | |
Тяга двигателя, кгс | 2350 | 2000 | |
Орбитальная | |||
Двигатели | ЖРД | ||
Тяга двигателя, кгс | 1х 1500 и 2х 40 | ||
Системы управления | |||
Двигатели | ЖРД | ||
Тяга двигателя, кгс | 6x 16 и 10x 1 | ||
Летные данные | |||
Посадочная скорость, км/ч | 250-280 | ||
Вооружение | |||
Вооружение | - |
Источники информации:
- История и самолеты ОКБ МиГ / ООО «Крылья России», АНПК «МиГ», 1999, CD-ROM /
- Авиационно-космическая система СПИРАЛЬ: подробности / BURAN.RU /
- В космос на крыльях. Техника Молодежи №1
- Моя небесная жизнь / В.Меницкий, Москва, 1999 /
- «Энциклопедия астронавтики» М.Уэйда
- Энциклопедия «Космонавтика». А.Б.Железняков