МиГ

ЭПОС (105.11)
экспериментальный пилотируемый орбитальный самолет

История создания
ЭПОС (105.11) на видео

Компоновка и конструкция. Аппарат выполнен по схеме «бесхвостка» с несущим корпусом, низкорасположенным треугольным крылом, однокилевым оперением, одним двигателем в хвостовой части фюзеляжа и четырехопорным шасси. Несущий фюзеляж имеет стреловидную в плане форму (угол стреловидности 78°) и сечения с закругленной верхней и практически плоской нижней частью. Фюзеляж состоит из четырех частей: носового отсека оборудования с кабиной, фермы с рамами, панелей с воздухозаборником ТРД и нижнего теплостойкого экрана.Кабина 105.11
    Основной частью фюзеляжа является ферма. В этом конструкция была схожа с американским X-20. Ферма с рамами - силовая пространственная сварная конструкция из стали ВНС-2. Ферменная конструкция выбрана из условий обеспечения максимального объема для размещения двигателя, топлива и оборудования, а так же в целях обеспечения минимальных температурных напряжений.
    В нижней центральной части расположен топливный бак-отсек, который входит в силовую часть фермы. В хвостовой части размещен ТРД, воздухозаборник которого снабжен открываемой при работе двигателя створкой. Отсек оборудования с кабиной - обычной сварной конструкции из листовой стали ВНС-2, соединяется с фермой пироболтами, образуя спасаемую капсулу. Пилот попадал в кабину верхний люк. Панели и воздухозаборник ТРД - обычной дюралевой конструкции, закрывают ферму и крепятся к ней на болтах. Экран установлен снизу фермы, защищает ее от термодинамического нагрева и создает основную несущую поверхность. Экран - сварная панель из листовой стали ВНС-2 с набором продольных и поперечных профилей, приваренных контактной сваркой.
    С внутренней стороны экран покрыт термоизолирующим материалом. Экран подвешивается к ферме на 110 свободноориентирующихся тандерах, что обеспечивает его деформацию при неравномерном нагреве во все стороны без появления температурных напряжений. Съемные панели включают створку аварийного покидания кабины, люки подходов к оборудованию и двигателю и боковые панели. Пилот попадал в кабину верхний люк. Шасси 105.11
    Консоли крыла имеют угол стреловидности по передней кромке 55°, крепятся к фюзеляжу, но могут поворачиваться на угол до 30° вверх в зависимости от режима полета. Привод поворота консолей крыла - электрический с червячным механизмом. Крыло снабжено элеронами для управления по крену. Вертикальное оперение включает киль площадью 1,7 м2 с углом стреловидности по передней кромке 60° и руль направления. На верхней поверхности хвостовой части фюзеляжа расположены балансировочные щитки, отклоняемые вверх. Система управления самолетом - ручная, от традиционной ручки и педалей «самолетного" типа.
Шасси - четырехопорное, убираемое, лыжное (для взлета с земли в начале летных испытаний на передних опорах установлены колеса). Передние опоры убираются поворотом назад в ниши боковых панелей фюзеляжа выше теплозащитного экрана, хвостовые - за задний обрез фюзеляжа. Выпуск шасси производится с помощью пневмосистемы.Двигатель МиГ-105
Силовая установка самолета 105-11 состоит из турбореактивного двигателя Колесова РД36-35К тягой 2000 (2350) кгс и весом 176 кг. Топливо для ТРД размещается в баке в средней части фюзеляжа. Запаса топлива (500 кг) хватало на 10 минут крейсерского полета при полной тяге. С помощью этого двигателя осуществлялся и взлет с поверхности (с использованием колесного шасси, закрепляемого на передних полозьях).
Оборудование самолета включает стандартный набор пилотажно-навигационных приборов, размещенных на приборной доске в кабине летчика.

Описание
Разработчик ОКБ-155 Микояна
Обозначение 105 105.11
Тип воздушно-космический самолет дозвуковой аналог ЭПОС
Экипаж, чел. 1 1
Геометрические и массовые характеристики
Длина самолета, м 8 8,5
Размах крыла, м 7,7 6,4 (7,4) 
Базовый диаметр, м 2,8  
Высота, м 3,3 3,5
Вес, кг 10300  4220
Силовая установка
Атмосферная
Двигатель ТРД РД-36-35К ТРД РД-36-35К
Тяга двигателя, кгс 2350 2000
Орбитальная
Двигатели ЖРД  
Тяга двигателя, кгс 1х 1500 и 2х 40  
Системы управления
Двигатели ЖРД  
Тяга двигателя, кгс 6x 16 и 10x 1  
Летные данные
Посадочная скорость, км/ч 250-280
Вооружение
Вооружение -  

Проекции МиГ-105
Нос "Лаптя"
Кабина 105.11

Источники информации:

  1. История и самолеты ОКБ МиГ / ООО «Крылья России», АНПК «МиГ», 1999, CD-ROM /
  2. Авиационно-космическая система СПИРАЛЬ: подробности / BURAN.RU /
  3. В космос на крыльях. Техника Молодежи №1
  4. Моя небесная жизнь / В.Меницкий, Москва, 1999 /
  5. «Энциклопедия астронавтики» М.Уэйда
  6. Энциклопедия «Космонавтика». А.Б.Железняков

Рейтинг@Mail.ru Топ-100