«Бор»
аналог ЭПОС

    С целью уточнения результатов продувок в аэродинамических трубах, характеристик устойчивости и управляемости орбитального самолета (ОС) воздушно-космической системы «Спираль» на различных участках полета и изучения свойств новых материалов теплозащиты (ТЗП), предусмотренных в конструкции будущего орбитального самолета, были выполнены с помощью ракет запуски моделей в масштабах 1:3 и 1:2 серии БОР (Беспилотный Орбитальный Ракетоплан).Бор-2
    Так, БОР-1 был выполнен длиной 3 м в масштабе 1:3 ОС целиком из дерева и его масса составляла 800 кг. БОР-1 был запущен РН Космос-2 (11К65) 15 июля 1969 г. на высоту 100 км и, естественно, сгорел при входе в атмосферу со скоростью 13000 км/ч. Но еще до начала обгара, на высоте 60-70 км, радиотелеметрия передала много ценной информации, главным выводом которой была уверенность в самой возможности устойчивого управляемого спуска несущего корпуса выбранной формы.
    БОР-2 и БОР-3, изготовленные в масштабе 1:3 и 1:2 ОС соответственно, были выполнены уже из металла и имели программное управление. Эти аппараты запускались в космос по баллистической траектории из Капустина Яра в сторону полигона в Сары-Шагане (Казахстан) тем же носителем (11К65).
    Существенно доработанный «БОР-4» служил уже для отработки новой системы теплозащиты, близкой по характеристикам к ТЗП Бурана. Он представлял собой беспилотный экспериментальный аппарат, являющийся уменьшенной копией (1:3) пилотируемого воздушно-космического самолета, разрабатывавшегося ранее по программе «Спираль», и был выполнен по аэродинамической схеме «несущий корпус». Он имел следующие характеристики: длина 3.4 м, размах крыла 2.6 м и массу 1074 кг на орбите и 795 кг после возвращения. Аппарат со скошенным вверх крылом был оснащен двигателями газовой стабилизации, блоками автономного управления, термозащитным экраном и сбрасываемой тормозной двигательной установкой для схода с орбиты.
    3 июня 1982 г. «БОР-4» был запущен на ракете-носителе с полигона в Капустином Яру. После выполнения орбитального полета на высоте 200 км, где-то над восточной Атлантикой включилась тормозная установка, а на суда космической службы ушла накопленная информация, после чего бортовая аппаратура переключилась в режим запоминания. Над Шри-Ланкой он со скоростью 7,5 тыс. км/ч ворвался в атмосферу, потом, погасив скорость, спланировал и приводнился на парашюте.Подъем приводнившегося Бор-4 на борт
    В период с 1982 по 1984 г. было произведено 6 запусков аппаратов «БОР-4» ракетами-носителями «Космос» с космодрома Капустин-Яр на различные траектории. Аппараты, выводившиеся на орбиты ИСЗ, получали наименования спутников серии «Космос».
    В результате исследований, проведенных на летающих моделях «БОР-4», была окончательно решена проблема теплозащиты ОК, в том числе получены значения температур на наиболее теплонапряженных элементах конструкции ОК (носовом обтекателе и прилегающем к нему участке нижней поверхности фюзеляжа в условиях реальных физико-химических процессов и каталитичности поверхности вдоль всей траектории спуска ОК на высотах от 100 до 30 км при скоростях М=25...3), проведены контрольные испытания конструкции из жаростойких материалов и теплозащитных плиток в условиях полета, соответствующих натурным, при одновременном воздействии аэродинамических, тепловых, акустических и вибрационных нагрузок.

Хронология запусков аппаратов «БОР-4»

№ п/п Аппарат Наименование Дата Примечание
1 «БОР-4» 05.12.1980 Полет по суборбитальной траектории.
2 «БОР-4» №404 Космос-1374 03.06.1982 Приводнение в Индийском океане южнее Кокосовых островов после одновиткового полета на орбите ИСЗ
3 «БОР-4» №403 Космос-1445 15.03.1983 Приводнение в Индийском океане южнее Кокосовых островов после одновиткового полета на орбите ИСЗ
4 «БОР-4» №405 Космос-1517 27.12.1983 Приводнение в Черном море
5     4.07.1984 Полет по суборбитальной траектории. Максимальная высота 130 км.
6 «БОР-4» №406 Космос-1614 19.12.1984 Приводнение в Черном море
7     20.10.1987 Полет по суборбитальной траектории. Максимальная высота 130 км.

"Бор-4" на носителе "Космос"    Первоначальный район приводнения в Индийском океане после двух запусков и отработки бортовой системы управления был заменен на район Черного моря ввиду больших затрат на организацию поисковых мероприятий и из-за противодействия иностранных судов, пытавшихся опередить нас и самостоятельно обнаружить и поднять на борт советские аппараты. Один аппарат был потерян поисковой группой при приводнении в Черном море. Интересно отметить, трасса атмосферного участка спуска аппаратов «Бор-4» при приводнении в советских территориальных водах Черного моря проходила на высотах 60-80 км над территориями основных стран-членов НАТО (Великобритании и Германии), что юридически являлось нарушением их воздушного пространства. Поэтому каждый полет «Бор-4» с приводнением у наших берегов имел соответствующий политический и дипломатический резонанс.
    C июня 1983 начались запуски «Бор-5», который был уже моделью «Бурана». В конце 80-х намечались запуски аппаратов «Бор-6» для исследования прохождения радиоволн через плазму, но последовало «перестроечное» сокращение финансирования космонавтики и программу закрыли. Схема орбитального полета "Бор-4"

Описание
Разработчик НПО «Молния»
Обозначение БОР-4
Тип аналог орбитального самолета (ОС)
Геометрические и массовые характеристики
Длина самолета, м 3,4
Размах крыла, м 2,6
Вес, кг на орбите 1074
после спуска 795

Бор-3Бор-4Устройство бор-4

Приводнившийся Бор-4Бор-4 на выставке в Берлине

Использованы материалы, любезно предоставленные В.Лукашевичем - webmaster'ом Buran.ru

Источники информации:

  1. БОР-4 / BURAN.RU /
  2. Проект «Спираль». В.В.Лебедев / BURAN.RU /
  3. В космос на крыльях. Техника Молодежи №1 199?
  4. «Энциклопедия астронавтики» М.Уэйда
  5. Энциклопедия «Космонавтика». А.Б.Железняков

Рейтинг@Mail.ru Топ-100