ЛКВВИА |
---|
По заданию Главного штаба ВВС в 1957-1960
годах проводились комплексные исследования по перспективе развития самолетов,
гидросамолетов, крылатых ракет и систем «самолет - самолет-снаряд», их
тактико-технических свойств в целях обоснования предложений по вооружению ВВС
боевыми средствами большой дальности.
В ЛКВВИА им. А.Ф.Можайского в конце 1950-х годов в рамках
темы «Изыскание путей развития сверхзвуковых гидросамолетов большой дальности
полета» под руководством А.С.Москалева и А.И.Смирнова велась предэскизная
проработка проектов сверхзвуковых самолетов-бомбардировщиков и
самолетов-носителей классов: дальний стратегический бомбардировщик,
гидросамолет, самолет-амфибия круглогодичного использования.
Исследование перспектив развития дальних стратегических
бомбардировщиков первоначально велось в диапазоне летно-технических
характеристик: взлетная масса - 150-500 т, боевая нагрузка - 5-15 т, высота
полета вблизи цели - 20-35 км, скорость полета М=2-4.
Рассматривались следующие компоновочные схемы
бомбардировщиков и самолетов-носителей: обычная, «бесхвостка», «летающее крыло»,
«утка» -со стреловидным, серповидным крылом или с крылом треугольной,
прямоугольной, трапециевидной форм. Для силовой установки предполагалось
использовать ТРД и ТРДФ, либо в случае смешанной силовой установки - ПВРД и ТРДФ.
Рассматривались самолеты следующего назначения: носители
самолетного баллистического снаряда (СБС) и крылатых ракет (КР),
военно-транспортные самолеты большой дальности, дальние разведчики. Для СБС
принималась дальность полета 2500 км при пуске с самолета-носителя с высоты
20-30 км, для крылатых ракет дальность полета - прямая видимость.
Самолеты-носители предполагалось оснащать комплексной
системой самолетовождения и бомбометания, комплексной автоматизированной
системой самолетовождения реактивного самолета-разведчика. Планировалось
оснащение РЛС типа «Рубин-1».
На основании всестороннего анализа для сухопутных самолетов
были введены ограничения на ТТХ: взлетная масса - до 300 т, посадочная скорость
- до 250 км/ч, скорость отрыва - 350 км/ч, длина разбега и пробега - до 1600 м.
Рассматривались режимы полета на высотах до 30-35 км при скорости до М=4,4-4,6.
Отмечалось, что применение в конструкции самолетов титана
вместо сплава Д-23 позволит увеличить дальность и скорость полета.
Силовая установка для самолетов всех компоновочных схем - 6,
8 или 10 ТРД, ТРДФ (при расчетных скоростях полета М=2-3,2), не исключалась
возможность использования смешанных силовых установок с применением ПВРД
(скорость полета более М=3,8).
Оборонительное вооружение: 4-5 управляемых снарядов класса
«воздух-воздух» с дальностью полета 10 км и две артустановки (верхняя и нижняя)
с боезапасом на 6-8 с при темпе стрельбы 7000-9000 выстрелов в минуту. Самолеты
предполагалось оборудовать системами попутной радио- и фоторазведки, станциями
постановки помех радиолокационным системам противника.
Результаты работ по теме подтвердили возможность создания на
технологическом уровне конца 1950-х годов самолетов с заявленными
характеристиками. Предэскизная проработка рационального варианта компоновочной
схемы - бомбардировщика схемы «летающее крыло» - была проведена с участием ЦАГИ,
ВВИА им. Н.Е.Жуковского и ОКБ-23 ГКАТ.
Работы ЛКВВИА им. Можайского по сверхзвуковому самолету
большой дальности были прекращены в 1960 году. Результаты работ были высоко
оценены руководством МАП и переданы для использования в ряд ОКБ.
Описание | ||
---|---|---|
Разработчик | ЛКВВИА | |
Главный конструктор | А.С.Москалев | |
Обозначение | ДСБ-ЛК | |
Тип | Стратегический бомбардировщик | |
Проект | 1957-60 | |
Экипаж, чел. | 2-4 | |
Геометрические и массовые характеристики | ||
Длина самолета, м | 45,9 (52,0) | |
Размах крыла, м | 36,8-37,6 | |
Высота самолета (на стоянке), м | 6,7 | |
Угол стреловидности крыла, град | 72/42 | |
Взлетная масса, кг | 250000-280000 | |
Масса пустого самолета, кг | 88500 | |
Силовая установка | ||
Число двигателей | 6 | |
Двигатель | ТРДФ ВК-15М | |
Тяга двигателей, кгс | форсаж | 6 х 15800 |
номинальная | 6 х 10000 | |
Летные данные (расчетные) | ||
Скорость полета, км/ч (М=) | максимальная | (2,8) |
взлетная | 335 | |
посадочная | 180 | |
Максимальная дальность полета, км | 16800 | |
Практический потолок, м | до 35000 | |
Длина, м | разбега | 1120 |
пробега | 1050 | |
Вооружение | ||
Масса боевой нагрузки, кг | 5000-15000 | |
Ракетное | СБС, КР | |
Бомбовое | до ФАБ-5000 |
Источники информации: