ЛКВВИА

ГСБ (ГСН; МГС)
стратегический гидросамолет-бомбардировщик

    Комплексные поисковые исследования в обеспечение разработки проекта стратегического гидросамолета-бомбардировщика проводились по заданию Главного штаба ВВС в 1957-1960 годах.
    Параллельно с разработками самолетов просматривались схема их боевого применения и варианты базирования на базовых, тыловых гидроаэродромах и пунктах рассредоточения, расположенных на морях и внутренних озерах СССР, с учетом возможного ядерного удара со стороны противника.Межконтинентальный сверхзвуквой гидросамолет МГС
    Результаты работ по теме подтвердили возможность создания на технологическом уровне конца 1950-х годов гидросамолета для действий по морским целям с 8 двигателями типа ВК-15М, обладающего дальностью полета -14300 км, скоростью полета - 3000 км/ч, высотой полета у цели - 20,8 км.
    Применение титановых сплавов позволяло увеличить дальность полета самолета со взлетной массой 250 т до 15000 км при скорости полета - 4500 км/ч и высоте полета у цели - 28 км.
    При проектировании рассматривались самолеты следующих компоновочных схем:

    Самолет-носитель для действий по наземным целям предполагалось вооружать авиационным самолетом-снарядом с дальностью полета 1000 км (с термоядерной боевой частью мощностью порядка 1-5 Мт) или самолетом-снарядом с дальностью полета до 3000 км (с термоядерной боевой частью мощностью до 10 Мт); для действий по авианосным ударным соединениям - самолетом-снарядом с дальностью полета 500-600 км (с ядерной боевой частью мощностью 0,3 Мт).
    Оборонительное вооружение: 4-5 управляемых снарядов класса «воздух-воздух» с дальностью полета 10 км и две артустановки (верхняя и нижняя). При необходимости артустановки должны были осуществлять постановка пассивных помех.
    Оборудование:

    Взлетно-посадочные устройства самолетов разрабатывались применительно к обеспечению базирования не воде и на твердой заснеженной поверхности. Применение центральной гидролыжи на безреданном корпусе самолета-лодки и концевых поплавков на крыле обеспечивало возможность совершения посадки при углах тангажа 9-12°, что, наряду с использованием струйных закрылков, позволяло рассчитывать на получение малых посадочных скоростей.
    Для взлета самолета с максимальной взлетной массой предполагалось использовать пороховые стартовые ускорители.
    В некоторых материалах встречается наименование самолета МГС - межконтинентальный сверхзвуковой гидросамолет. Выявить отличие проекта МГС от проекта ГСБ не удалось, т.к. во всех случаях представлены одинаковые компоновочные решения и близкие расчетные характеристики самолетов.

Описание
Разработчик ЛКВВИА
Главный конструктор А.С.Москалев
Обозначение ГСБ (ГСН)
Тип Стратегический бомбардировщик
Проект 1957-60
Экипаж, чел. 2-4 (3)
Геометрические и массовые характеристики
Длина самолета, м 70
Размах крыла, м 33
Высота самолета (на стоянке), м 10
Площадь крыла, м2 335
Взлетная масса, кг 220000/300000
Масса пустого самолета, кг 77000/ до 100000
Запас топлива, кг 128000/ок.180000
Силовая установка
Число двигателей 8-10
Двигатель ТРДФ ВК-15М
Тяга двигателей, кгс форсаж (8-10) х 15800
номинальная (8-10) х 10000
Летные данные (расчетные)
Скорость полета, км/ч (М=) максимальная (2,8)
взлетная до 340
посадочная до 220
Дальность полета, км 14300/15500
Практический потолок, м до 35000
Длина, м разбега 2200
пробега 1000
Вооружение
Масса боевой нагрузки, кг нормальная 5000
максимальная 15000
Ракетное ударное СБС, КР
оборонительное до 5 УР
Бомбовое до ФАБ-5000

ГСБ (ГС-1) по схеме "утка" ГСБ (ГС-1) "обычной" схемы

Источники информации:

  1. Отечественные бомбардировщики (1945-2000). Часть1 / С.М.Ганин, А.В.Карпенко, В.В.Колногоров, СПб, «Бастион», 2001 /