«45»
крылатая ракета
Работы над самолетом-снарядом «44»,
которым планировалось вооружить самолеты-носители М-50, М-70 и М-52, показали, что реально
достижимые скорость и высота полета изделия «44» не выходят за пределы
возможностей современных средств ПВО.
С целью улучшения летно-технических характеристик самолета-снаряда
специалистами ОКБ-23 в начале 1958 года был
разработан предварительный проект перспективной крылатой ракеты (КР) - изделие
«45». Требования ТТЗ были взяты аналогичными предъявляемым к изделие «44».
Новая КР могла использоваться и как подвеска в составных бомбардировочных
системах типа М-50 (вариант «воздух-земля»), и как автономно стартующая с земли ракета (вариант
«земля-земля») типа «Бурана» или «Бури».
Изделие «45» представляло собой двухступенчатую крылатую ракету пакетной
схемы (Применить более рациональную тандемную схему не позволила существующая база
шасси М-50 - прим. авт.).
Четыре ускорителя первой ступени содержали ЖРД, используемые в качестве
рулевых камер с одной степенью свободы, и два несущих бака с окислителем и горючим.
Вторая ступень была выполнена по схеме «летающее крыло» треугольной формы с коническим
корпусом. В носовой части корпуса располагались отсеки гироинерциальной
системы управления, радиолокационной системы наведения и системы охлаждения. В
средней части размещалась боевая нагрузка (изделие «255»). Хвостовая цилиндрическая часть
корпуса содержала четыре рулевых ЖРД, топливные баки и насосную топливную
систему с автоматом центровки.
Для неохлаждаемой конструкции были применены жаропрочные стали типа СН-2 и ЭИ
703Ti с теплоизоляцией из пенокерамики и стекловаты, для охлаждаемой в качестве
теплоизоляции использовались - пенокарбиды или бориды.
Примененная на КР система наведения была аналогична системе наведения изделие «44»
и обеспечивала точность ± 5км.
Сброс КР осуществлялся в режиме горизонтального полета самолета-носителя. В момент
расцепки производился запуск ЖРД I ступени и через 4 секунды КР автоматически переводилась в режим набора высоты.
При достижении максимальной скорости 3350 м/с ускорители I ступени, отбрасывались, включались ЖРД
II ступени и начинался автономный полет до цели в соответствии с программой, заложенной в систему управления.
В результате сравнения с существующими самолетами-снарядами и баллистическими ракетами в предварительном проекте были сделаны следующие выводы:
объединяя авиационные и ракетно-космические технологии, можно создать КР
с автономным и воздушным стартом, имеющую при равной стартовой массе лучшие тактико-технические характеристики: по дальности - в 2
раза больше БР, по скорости и высоте полета - в 2 раза больше изделий «40» и «44»;
с учетом общей перспективы развития и применения крылатой ракеты, изделие «45»
может служить базой для решения проблем аэродинамики гиперзвуковых скоростей,
устойчивости и управляемости, создания теплоизолированных и термостойких конструкций,
посадки с орбит ИСЗ и т. д.
В это же время аналогичную систему «ДП»
(130) разрабатывало ОКБ А.Н.Туполева.
Описание | ||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Конструкция | ОКБ В.М.Мясищева | |||||||||
Обозначение | «45» (М-45) | |||||||||
Проект | 1958-59 гг. | |||||||||
Тип | крылатая ракета | |||||||||
в сборе | II ступень | I ступень | ||||||||
Геометрические и массовые характеристики | ||||||||||
Длина, м | 11,1 | 11,1 | ||||||||
Высота, м | 1,725 | |||||||||
Размах крыла, м | 3,92 | |||||||||
Диаметр корпуса, м | 1,38 | 1,26 | ||||||||
Площадь крыла, м2 | 21,7 | |||||||||
Стреловидность по п. к, град. | 80 | |||||||||
Относительная толщина (крыла), % | 3 | |||||||||
Стартовая масса, кг | 20550 | 3750 | 16800 | |||||||
Масса пустого, кг | 6450 | |||||||||
Масса топлива, кг | 750 | |||||||||
Масса БЧ, кг | 1300 | |||||||||
Силовая установка | ||||||||||
Число двигателей | 4 | 4 | ||||||||
Двигатель | ЖРД | ЖРД | ||||||||
Тяга двигателя (форсаж), кгс | 160 | 5500 | ||||||||
Удельный импульс, с | 200 | 280 | ||||||||
Летные данные (расчетные) | ||||||||||
Скорость пуска, км/ч (М=) | 1800 (1,7) | |||||||||
Высота пуска, м | 14 | |||||||||
Скорость, км/ч (М=) | максимальная | 12000 | ||||||||
над целью | 7200 | |||||||||
Высота полета над целью, м | 40000 | |||||||||
Автономная дальность, км | 3600 | |||||||||
Время полета до цели, с | 1365 | |||||||||
Вооружение | ||||||||||
Тип БЧ | специальная 255 |
Источники информации:
- Самолеты В.М.Мясищева / Н.В.Якубович, В.Н.Лавров, 1999 /
- «Иллюстрированная энциклопедия ЭМЗ им.В.М.Мясищева» т.2, ч.1 / А.А.Брук, К.Г.Удалов, С.Г.Смирнов, А.В.Архипов, Б.Л.Пунтус, Авико пресс, 2001 /