ОКБ Мясищева

ВКА-23
воздушно-космический аппарат

    В ОКБ-23 В.М.Мясищева работа по созданию пилотируемой ракеты с круговой дальностью полета (так она обозначалась в официальных документах) в ОКБ-23 началась в 1958 г. в инициативном порядке. Это был проект 46. В ОКБ-23 также прорабатывался космический аппарат по схеме фара с аэродинамическим качеством, очень напоминавшем спускаемый аппарат корабля "Союз". Планировалось заключительный этап снижения осуществлять с помощью авторотирующего винта вместо парашюта.ВКА-23 1959
    В это же время подразделение Л.Л.Селякова предложило крылатый космический аппарат, использующий аэродинамическую подъемную силу при полете в атмосфере. "Граненый" одноместный аппарат был с острой передней кромкой, оснащенной легкосъемным оплавляемым теплозащитным покрытием.
    В 1959 г. П.В.Цыбин, ОКБ которого в октябре влилось в состав ОКБ Мясищева, предложил орбитальный корабль по самолетной схеме несущий корпус с максимальным аэродинамическим качеством около единицы. По всей видимости, с этих предложений начался проект ракетоплана 48.
    Разработка конструкции изделия по проекту 48 во многом была облегчена тем, что в фирме был накоплен опыт разработки, изготовления и отработки теплонапряженной конструкции крылатой ракеты по теме 40, корпус которой из стали и титана способен был выдерживать нагрузки при температурах до 350 С. Методы расчета по определению температуры пограничного слоя при аэродинамическом нагреве в результате торможения летательного аппарата при входе в плотные слои атмосферы показали, что нижняя поверхность крыла будет нагреваться до 1500 С. Исходя из этого и подбиралась теплозащита, разработкой которой занимался ВИАМ. С целью получения максимальной весовой отдачи была выбрана теплозащита из пенокерамики, отличающейся большой хрупкостью. Для обеспечения ее работоспособности нужно было иметь жесткую поверхность крыла, чтобы при ее деформации не разрушить покрытие. Конструктивно ее включили в контур крыла в виде плат, как это было выполнено позднее на Шаттле и на Буране , и устанавливалась на клею с прослойкой.ВКА-23
    Работа в этом направлении продолжалась по 1960 г., до закрытия ОКБ-23. Ракетоплан 48 создавался в сотрудничестве с ОКБ-1 и НИИ-1, которые возглавляли С.П.Королев и М.В.Келдыш. 48-й предназначался для вывода на орбиту высотой до 500 км полезной нагрузки до 700 кг при полном весе 3500 кг. Единственным носителем, способным осуществить задуманное, была ракета Р-7.
    При возвращении на Землю управляемый спуск планировалось начинать с высоты 40 км, имея возможность бокового маневра до 100 км, а дальность планирования доходила до 200 км, что возможно при дозвуковом аэродинамическом качестве около 5.
    Как отмечалось выше, одним из самых сложных вопросов, подлежавших решению при создании подобных аппаратов, является выбор теплозащитного покрытия корпуса от аэродинамического нагрева. Существует много технических решений от абляционного до плиточного. Одни из них не подходили для многоразовых аппаратов по принципу своего действия, другие из-за технической сложности. ОКБ-23 предложило плиточное покрытие. Владимир Михайлович впервые предложил применить керамическую плиточную теплозащиту, но... Воспользовались этой идеей, как ни удивительно, впервые в США при разработке ВКС Спейс Шаттл , и уж затем в Буране .
    Осенью 1960 Мясищева отправили руководить ЦАГИ, а ОКБ-23 стало филиалом №1 ОКБ-52 В.Н.Челомея. Тут они под руководством С.Н.Хрущева, сына Никиты Сергеевича, продолжили работу над ракетопланом.

Описание
Разработчик ОКБ-23 В.М.Мясищева
Обозначение ВКА-23
Тип Пилотируемый космоплан
Экипаж, чел. 1
Вариант I II III
Проект 1958 1959 1960
Геометрические и массовые характеристики
Длина, м 3,5 9,4 9
Размах крыла, м   7,5 6,5
Высота, м   3,9 2
Ширина фюзеляжа, м 1    
Объем кабины, м3   0,9  
Стартовая масса, кг 1000 3500 4500
Полезная нагрузка, кг   700 700
Масса топлива, кг   120 600
Продолжительность полета, ч      
Высота орбиты, км 130   400

Схема ВКА-23 (1960)

Источники информации:

  1. Самолеты В.М.Мясищева / Н.В.Якубович, В.Н.Лавров, 1999 /
  2. "Энциклопедия астронавтики" М.Уэйда
  3. Энциклопедия "Космонавтика". А.Б.Железняков
  4. История создания ОК "Буран"