НИИ ВВС

Коккинаки
Владимир Константинович
1904 - 1985

В.К.Коккинаки    Дважды Герой Советского Союза (17.07.1938, 17.09.1957), Заслуженный летчик-испытатель CCCР (1959), генерал-майор авиации (1943), заслуженный мастер спорта СССР (1959).
    Родился 25 (12 ст.ст.) июня 1904 года в городе Новороссийск ныне Краснодарского края. Работал колхозником на виноградных плантациях, матросом и грузчиком в порту.
    В Советской армии с 1925. До 1927 служил в пехоте. В 1928 окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, в 1930 – Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в строевых частях ВВС.
    В 1932-1935 – лётчик-испытатель НИИ ВВС. Провёл государственные испытания истребителей И-16 и ДИ-4, участвовал в государственных испытаниях истребителя И-15, а также в испытаниях "Звена" (самолёт ТБ-3 с истребителями И-5 на крыльях). 21.11.1935 на самолёте И-15 достиг высоты 14.575 м (неофициальный мировой рекорд).
    В 1935-1964 – старший лётчик-испытатель ОКБ С.В.Ильюшина. Поднял в небо и провёл испытания всех самолётов ОКБ, выпущенных в эти годы – штурмовиков Ил-2 и Ил-10; бомбардировщиков ДБ-3, Ил-4, Ил-22, Ил-28, Ил-30, Ил-46, Ил-54; пассажирских самолётов Ил-12, Ил-14, Ил-18, Ил-62 и их различных модификаций, десантного планера Ил-32, а также опытных самолётов.. 20 апреля 1936 впервые в стране выполнил петлю Нестерова на двухмоторном самолёте (ЦКБ-26).
    27-28 июня 1938 на самолёте ЦКБ-30 «Москва» с штурманом А.М.Бряндинским совершил беспосадочный перелёт по маршруту Москва–Дальний Восток (город Спасск-Дальний, Приморский край) протяжённостью 7580 км по прямой.
    Звание Героя Советского Союза Владимиру Константиновичу Коккинаки присвоено 17 июля 1938 года за выполнение перелёта и проявленные при этом мужество и героизм.
    28-29 апреля 1939 на самолёте ЦКБ-30 «Москва» с штурманом М.Х.Гордиенко совершил беспосадочный перелёт Москва - Новгород - Хельсинки - Тронхейм - остров Исландия - мыс Фарвель (южная оконечность Гренландии) - США (остров Мискоу) протяжённостью 8000 (6516 км по прямой). С 1959 года этот маршрут используется для регулярных беспосадочных перелётов из Москвы в Нью-Йорк и обратно. 14.01.1965 решением Международной Авиатранспортной ассоциации (IККA) награждён бриллиантовым ожерельем "Цепь пионера розы ветров" как первопроходец кратчайшего авиационного пути между Европой и Америкой.
    В годы Великой Отечественной войны совмещал работу лётчика-испытателя, начальника Главной инспекции Наркомата авиационной промышленности и начальника лётно-испытательной службы авиационной промышленности.
    Установил 20 мировых авиационных рекордов: в 1936-1937 – 7 рекордов скорости и грузоподъёмности на самолёте ЦКБ-26; в 1958-1960 – 13 рекордов скорости и грузоподъёмности на самолёте Ил-18.
    За мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники, 17 сентября 1957 вторично присвоено звание Героя Советского Союза. В 1961-1968 – вице-президент и президент, с декабря 1968 – почётный президент ФАИ.
    С 1964 работал в ОКБ С.В.Ильюшина инженером-методистом, с 1968 - ответственный представитель Генерального конструктора в лётно-доводочном комплексе.
    Жил в Москве. Умер 7 января 1985. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.
    Ленинская премия (1960 за Ил-18). Награждён 6 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 3 орденами Красного Знамени, 2 орденами Отечественной войны 1-й степени, 4 орденами Красной Звезды, медалями, иностранными наградами. Удостоен Золотой авиационной медали ФАИ (1965).
    Его именем названа улица в Москве, в Новороссийске установлен бронзовый бюст.

Мировые авиационные рекорды, установленные В.К.Коккинаки

№ п/п Дата Самолёт Экипаж Класс Наименование рекорда Результат
1 17.07.1936 ЦКБ-26 В.К.Коккинаки – лётчик Класс С Высота с грузом 500 кг 11.294 м
2 26.07.1936 ЦКБ-26 В.К.Коккинаки – лётчик Класс С Высота с грузом 1.000 кг 11.402 м
3 03.08.1936 ЦКБ-26 В.К.Коккинаки – лётчик Класс С Высота с грузом 500 кг 12.816 м
4 07.09.1936 ЦКБ-26 В.К.Коккинаки – лётчик Класс С Высота с грузом 2.000 кг 11.005 м
5 26.08.1937 ЦКБ-26 В.К.Коккинаки – лётчик
А.М.Бряндинский – штурман
Класс С Скорость полёта на 5.000-км замкнутом маршруте 325,26 км/ч
6 Класс С Скорость полёта на 5000-км замкнутом маршруте с грузом 500 кг 325,26 км/ч
7 Класс С Скорость полёта на 5000-км замкнутом маршруте с грузом 1.000 кг 325,26 км/ч
8 14.11.1958 Ил-18 В.К.Коккинаки – командир
Э.И.Кузнецов – 2-й пилот
В.Ф.Воскресенский – штурман
П.К.Коккинаки – бортинженер
Класс С-1, группа II Высота с грузом 15.000 кг 12.471 м
9 15.11.1958 Ил-18 В.К.Коккинаки – командир
Э.И.Кузнецов – 2-й пилот
В.Ф.Воскресенский – штурман
П.К.Коккинаки – бортинженер
Класс С-1, группа II Высота с грузом 10.000 кг 13.154 м
10 19.08.1959 Ил-18 В.К.Коккинаки – командир
Э.И.Кузнецов –2-й пилот
В.Ф.Воскресенский – штурман
П.К.Коккинаки – бортинженер
И.С.Силиминов – бортрадист
Класс С-1, группа II Скорость полёта на 2000-км замкнутом маршруте с грузом 1.000 кг 719,50 км
11 Класс С-1, группа II Скорость полёта на 2000-км замкнутом маршруте с грузом 2.000 кг 719,50 км/ч
12 Класс С-1, группа II Скорость полёта на 2000-км замкнутом маршруте с грузом 5.000 кг 719,50 км/ч
13 Класс С-1, группа II Скорость полёта на 2000-км замкнутом маршруте с грузом 10.000 кг 719,50 км/ч
14 Класс С-1, группа II Скорость полёта на 2000-км замкнутом маршруте с грузом 15.000 кг 719,50 км/ч
15 25.11.1959 Ил-18 В.К.Коккинаки – командир Э.И.Кузнецов – 2-й пилот
В.Ф.Воскресенский – штурман
П.К.Коккинаки – бортинженер
И.С.Силиминов – бортрадист
Класс С-1, группа II Высота с грузом 20.000 кг 12.118 м
16 02.02.1960 Ил-18 В.К.Коккинаки – командир
Э.И.Кузнецов – 2-й пилот
В.Ф.Воскресенский – штурман
П.К.Коккинаки – бортинженер
И.С.Силиминов – бортрадист
Класс С-1, группа II Скорость полёта на 5000-км замкнутом маршруте без груза 693,55 км/ч
17 Класс С-1, группа II Скорость полёта на 5000-км замкнутом маршруте с грузом 1.000 кг 693,55 км/ч
18 Класс С-1, группа II Скорость полёта на 5000-км замкнутом маршруте с грузом 2.000 кг 693,55 км/ч
19 Класс С-1, группа II Скорость полёта на 5000-км замкнутом маршруте с грузом 5.000 кг 693,55 км/ч
20 Класс С-1, группа II Скорость полёта на 5000-км замкнутом маршруте с грузом 10.000 кг 693,55 км/ч
Класс С – сухопутные самолёты (по классификации 1930-х годов)
Класс С-1 – сухопутные самолёты (по нынешней классификации)
Группа II – летательные аппараты с турбовинтовыми двигателями (по нынешней классификации)

Источники информации: