НИИ ВВС

Петров
Иван Федорович
1897 - 1994

И.Ф.Петров    Лётчик-испытатель 1 класса, генерал-лейтенант авиации (194?).
    Родился в деревне Щипцово (17 км от Ярославля) 24 сентября 1897 г. После окончания трех классов церковноприходской школы (1908 г.) работал в Ярославле в переплетной мастерской, затем рабочим на частном свинцово-белильном заводе, потом удалось устроиться в речное пароходство (1911 г.). Здесь Иван Федорович в навигацию плавал матросом от Рыбинска до Астрахани, зимой занимался ремонтом двигателей.
    С 1916 - в армии. Матрос во Втором Балтийском Флотском Экипаже.
    Принимает участие в штурме Зимнего дворца, а с 27 октября в составе 1 красногвардейского отряда под командованием Павла Дыбенко - в боях с казаками под Пулковым, Гатчиной, Александровским. После окончания Машинной школы БФ (21.12.1917) с дипломом авиамеханика N 1640 и направляется под Петроград в Красное Село в школу воздушного боя.
    Участник Гражданской войны. Летом 1920 окончил Школу морских летчиков (Петроград-Самара). После освобождения Крыма, в ноябре 1920 г в должности морского летчика и помощника комиссара Севастопольского гидроотряда особого назначения, И.Ф.Петров был направлен в Севастополь.
    Затем Петрова перевели в Севастопольскую школу морских летчиков инструктором в группу первоначального обучения. Весной 1923 г. на маневрах ВМФ во время аварии гидросамолета Иван Федорович сильно обгорел. За четкие действия по спасению экипажа начальник Красного Воздушного Флота объявил благодарность Петрову и наградил его денежной премией (60 р.).
    По положению все инструкторы Школы морских летчиков должны были закончить школу высшего пилотажа. Поэтому в середине 1923 г. Иван Федорович проходит обучение в Качинской авиашколе на самолетах Авро, затем - в московской школе высшего пилотажа на истребителях Савойя, Спад, Валила. По окончании этой школы в октябре 1923 г. Петрову присваивается звание инструктора 1 класса, а в ноябре он становится старшим инструктором Севастопольской школы.
    В 1925 поступает Военно-воздушную Академию им. Н.Е.Жуковского. Еще на 1 курсе он по собственной инициативе прошел медкомиссию, проверку навыков пилотирования и был включен в летную бригаду академии. В этой бригаде он выполнял отдельные задания и проводил тренировки со слушателями академии. На III курсе Петров с рядом однокурсников перешел в первый отряд НИИ ВВС РККА.
    На последнем курсе Иван Федорович провел в НИИ ВВС свою первую научную работу, посвященную штопору самолета. Изучение проводилось на биплане Р-3, запись показаний приборов осуществлялась с помощью киноаппарата. Результаты вошли в диплом, кандидатскую диссертацию и в книгу "Штопор самолета", написанную совместно с А.И.Филиным (вышла в 1934 г). Вторая часть диплома - проект гидросамолета (морского разведчика), выполненный под руководством профессора С.Г.Козлова. Из 42-х выпускников академии 1929 г. 7 человек, в том числе и Петров, получили диплом с отличием.
    С декабря 1929 г Петров стал работать в НИИ ВВС РККА инженером-летчиком отдела истребителей в отделении сухопутных самолетов.
    Принимает участие в испытаниях И-5 (1930), АНТ-6 (ТБ-3), Г-37, ЦКБ-11 (ДИ-6), АНТ-25 (1934), БОК-1 (1935), Сталь-7 (1936), ДБ-2А, БИЧ-14 (ЦКБ-10) (1937), БОК-7 (1939). Поднял в небо БОК-5 (31.08.1937). Освоил 137 типов самолетов.
    При испытаниях истребителя И-5, самолет прекрасно вел себя в воздухе, но на посадке, в конце пробега, перевернулся. Аварийная комиссия признала в этом вину летчика, Петров получил выговор по партийной линии " с занесением", а И-5 пошел в серию. В войсках происходит ряд аналогичных аварий, в которых обвиняют летный состав. Сложность ситуации была в том, что аварии происходили лишь при штилевой погоде, при наличии ветра устойчивость самолета на пробеге была достаточной. Командующий ВВС РККА Я.И.Алкснис решил проверить все сам: взлетел, приземлился и тоже скапотировал. Петров предложил конструктивную доработку, заказал в мастерских детали и переоборудовал один И-5, который полностью излечился от этого недуга. Затем последовала доработка всех выпущенных машин, снятие партвзыскания и награждение орденом "Красная Звезда".
    С 1930 г. Петров становится членом, а затем и председателем аварийных комиссий по расследованию летных происшествий.
    В 1935 г. И.Ф.Петров вышел в правительство с предложением о создании в НИИ ВВС комплексных "сквозных бригад" в составе 5 человек: ведущие инженеры по самолету, мотору, оборудованию, вооружению и ведущий летчик - испытатель. Эта бригада вела самолет от разработки тактико-технических требований (ТТТ) и вплоть до обучения летного состава строевых частей. Нововведение себя хорошо показало, и с тех пор комплексные сквозные бригады ведущих специалистов стали вводиться и в других отраслях промышленности.
    Июль 1931 г. - начальник истребительного отдела, июнь 1933 - зам.нач. сектора испытаний опытных сухопутных самолетов, январь 1935 - начальник 1 отдела (сухопутных самолетов), с ноября 1939 - помощник начальника НИИ ВВС.
    В июне 1936 г. Иван Федорович был направлен в загранкомандировку по научным и учебным центрам Франции, Англии, США. В марте 1940 г. в Германию была направлена авиационная группа во главе с А.С.Яковлевым. И.Ф.Петров, оформленный как инженер ЦАГИ, был заместителем главы делегации. Были осмотрены авиазаводы Хейнкеля, Юнкерса, Дорнье, Мессершмита, Фокке-Вульфа, 6 моторостроительных заводов и много заводов-смежников (всего 219). По результатам поездки Петров оценил возможности производства Германии в 70-80 боевых самолетов в день.
    Указом Президиума СССР от 7.5.1940 г. о введении в Красной Армии звания генерала Петрову было присвоено звание генерал-майора.
    Приказом НКАП от 10.06.1940 г. он был назначен начальником ЦАГИ.
    После ареста А.И.Филина, с мая по июнь 1941 г. - начальник НИИ ВВС и зам.нач. Главного управления НКАП.
    В июле был назначен заместителем командующего и членом Военного Совета ВВС КА. Формирует под Горьким из "безлошадных" летчиков новые авиачасти. При их комплектовании неожиданно возникла проблема грамотных авиаинженеров, поскольку в эксплуатационно-технических частях 90% составляли практики без специального образования. Петров выходит к Сталину с просьбой отозвать студентов 2-4 курсов технических вузов и их преподавателей со строительства оборонительных сооружений под Смоленском (там их трудилось около 1500), чтобы через 1,5-2 месяца из них можно было подготовить специалистов по новой авиатехнике.
    С августа 1941 по весну 1942 г. И.Ф.Петров командует рядом авиагрупп смешанного состава, которые участвуют в оборонительных сражениях осени и в зимнем контрнаступлении под Москвой.
    С февраля 1942 - Главный инженер ВВС КА, Зам. командующего ВВС.
    27 апреля 1942 И.Ф.Петров постановлением ГКО был вновь назначен начальником НИИ ВВС.
    В июне 1942 г. Петрова назначают начальником НИИ ГВФ (Казань). Институт буквально пришлось собирать по частям: при эвакуации многие экспериментальные установки оказались испорчены, большая часть сотрудников института была на фронте и в летных подразделениях ГВФ.
    В июле 1947 г. И.Ф.Петров получает новое назначение - становится начальником Летно-Исследовательского Института (ЛИИ). Первым самолет, доведенным при начальнике ЛИИ И.Ф.Петрове, стал Ту-4. Для его испытаний была реконструирована ВПП. Большое напряжение сил и нервов не прошли бесследно для Ивана Федоровича, в 1950 г. он серьезно заболел и после длительного лечения был уволен в 1951 г. (в мае 1950 ?) в отставку в звании генерал-лейтенанта. С мая 1950 - в отставке.
    С 1951 по 1962 - первый ректор Московского Физико-технического Института (МФТИ). Затем долгие годы трудился в должности проректора.

Источники информации:

  1. Советская карьера (И.Ф.Петров 1897-1994 г.) / С.И.Иншаков, «Дуэль», N 20(42), 21(43), 22(44) 1997 /
  2. Триста неизвестных / П.М.Стефановский, М., Воениздат, 1968. /
  3. «Летчики, самолеты, испытания» / А.А.Щербаков, М., 1998 /
  4. Хронология И.И.Родионова / ВВС России /