НИИ ВВС

Раевский
Александр Михайлович
1957-2008

    Герой России (15.08.1995 г.) Заслуженный летчик-испытатель (2002 г.), полковник.
    Родился 1 января 1957 г. в г. Поставы Витебской области Белорусской ССР. Окончил среднюю школу, а в 1974 году - Минское суворовское военное училище (СВУ).
    В Вооруженных Силах СССР с 1974 года. Поступил в Киевское высшее военное инженерно-танковое училище, но уже в следующем году перевелся в Черниговское высшее военное авиационное училище летчиков и окончил его в 1979 году.
    С 1979 служит в учебном полку в Саках, а в 1980 направлен на Дальний Восток, где на ТАКР «Минск» и «Новороссийск» базировался отдельный корабельный штурмовой авиационный полк. Совершил 234 посадки на палубу, общий налет на Як-38 – 160 ч.
    В 1985 г. окончил Центр подготовки летчиков-испытателей. Службу продолжил в 8 ГНИИ МО (ныне Государственный летно-испытательный центр).
    Проводил испытания самолетов и вертолетов авиации флота, кораблей «Баку» (ныне «Адмирал Флота Горшков») и «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». 28 августа 1990 г. он первым из военных летчиков-испытателей выполнил самостоятельную посадку на корабль на самолете Су-27К (Су-33).
    В 1992 г., в период демонстрации национальных суверенитетов, проходя службу в Феодосии, на территории Украины, отказался от принятия присяги Украины и перешел на службу в Вооруженные Силы Российской Федерации.
    С 1992 г. - старший летчик-испытатель.
    В начальный период испытания проводились на палубе, не оборудованной необходимыми техническими приспособлениями (отсутствие системы стабилизации палубы, недоведенность свето-технической системы посадки, недостатки в энергосистеме корабля и т.д.), которые впоследствии были внедрены для выполнения взлета и посадки.
    2 сентября 1993 г. в связи с крайне сложными метеоусловиями в районе авианесущего крейсера, когда ограниченный остаток топлива не позволял уйти на береговой аэродром, Александр Михайлович принял решение произвести посадку на палубу (ее размеры 205 на 26 метров). Пользуясь указаниями руководителя визуальной посадки, он впервые этот элемент полета выполнил вслепую.
    27 августа 1994 г. на тяжелом авианесущем крейсере произошел отказ оптической системы «Луна-ЗМ», без которой посадка на палубу не выполняется. Отвергнув возможность катапультирования, что в условиях, когда береговой аэродром оказался закрыт туманом, казалось единственным выходом, Александр Михайлович, проявив хладнокровие, выдержку, отвагу и высокий профессионализм, с первого захода совершил ювелирную по точности посадку на палубу корабля, чем обеспечил сохранность дорогостоящего опытного самолета. Он же первым в России успешно сажал самолеты на палубу ночью и в шторм, отвергая полученные разрешения на катапультирование. Весь полученный опыт передает на вооружение строевым летчикам палубной авиации, подготовив свыше 10 из них к взлетам и посадкам на палубу корабля.
    С 28 августа 1990 г. до окончания летного этапа испытаний 12 сентября 1994 г. полковник А.Раевский совершил 78 посадок на палубу авианосца, из них более 50 - в условиях, сопряженных с риском для жизни. Вместе с летчиком-испытателем Н.Ф.Диордицей первым выполнил ночные полеты с авианосца.
    Указом Президента Российской Федерации от 17 августа 1995 года за мужество и героизм, проявленные при испытаниях авиационной техники, полковнику Раевскому Александру Михайловичу присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением медали «Золотая Звезда».
    В 1996 г. он вместе с Героем России Н.Ф.Диордицей в Ахтубинске на Су-27 и МиГ-29 продемонстрировал высший пилотаж на малых высотах президенту России Б.Н.Ельцину. После чего им и были вручены Золотые звезды Героев (звание было им присвоено еще в 1995).
    Освоил 38 типов самолетов и вертолетов различных модификаций, налетав к 2004 г. около 2300 часов. Совершил более двухсот безаварийных посадок на самолетах Су-27К, МиГ-29К на палубу авианосца.
    С 2000 по декабрь 2002 - начальник Летно-испытательного центра «Чкаловский».
    Погиб в автокатастрофе 30 августа 2008 года.

Источники информации: