Х-90 / ГЭЛА (AS-X-21)
гиперзвуковой экспериментальный летательный аппарат
Важнейшим направлением работ МКБ «Радуга»
стало освоение гиперзвуковых скоростей.
В среднем 10 лет уходило на прирост числа М на одну единицу. В 1960-е годы было достигнуто М=1,0-1,5, в 70-е - 2,5-3, в 80-е - 3-4. Каждая единица М - это новая аэродинамика,
согласующаяся с требованиями технологии «Стелс», новые конструкционные решения,
методы расчетов, новая металлургия, экспериментальная проверка всего...
В МКБ «Радуга» были разработаны несколько опытных образцов и проектов гиперзвуковых
моделей для испытаний гиперзвуковых авиадвигателей, две из которых (Модель 1 и
Модель 2) были испытаны в полетах соответственно в 1973-78 и в 1980-1985 гг.
Информацию об этом МКБ совместно с ЦАГИ предоставил на авиасалоне МАКС-97.
Подготовка производства и производство ракет по теме Б-239 МКБ "Радуга" начаты в 1986 г. на Тушинском машиностроительном заводе. Кроме нескольких технологических и конструкторских экземпляров по теме Б-239 было построено и три летных экземпляра ракет.
На Западе бытует название крылатая ракета AS-X-21, поскольку изначально система имела
военное назначение. Эта сверхзвуковая крылатая ракета Х-90 с дальностью 3000 км создавалась для замены Х-55.
Ракета может нести две боеголовки с индивидуальным наведением, способных поразить две цели
удаленных на 100 км. Носителем Х-90 мог стать удлиненный вариант Ту-160М. Работы по проекту Х-90 прекращены в 1992 г.
На базе проекта ракеты Х-90 в конце 1980-х - начале 1990-х годов был создан экспериментальный гиперзвуковой аппарат - ГЭЛА.
Согласно неподтвержденным данным из ТВ-программ первые летные испытания или прототипа Х-90 или ГЭЛА состоялись на авиабазе Энгельс в начале декабря 1987 г.
Впервые на публике аппарат ГЭЛА был продемонстрирован на открытой стоянке у павильона МКБ «Радуга» на авиасалоне МАКС-1995.
Аппарат длиной около 12 м оснащен сверхзвуковым воздушно-реактивным двигателем, использующим керосин. Его старт осуществляется с
самолета-носителя Ту-95. После сброса ГЭЛА раскрывается треугольное складное
крыло и вертикальное оперение, запускается твердотопливный двигатель, размещенный в камере сгорания CПВРД и разгоняющий аппарат до сверхзвуковой
скорости. Затем вводится в действие маршевый двигатель, обеспечивающий крейсерский гиперзвуковой полет при М= 4-5.
Маршевый СПВРД с каналом догорания РДТТ-ускорителя разработан ТМКБ «Союз», главный конструктор - Д.Д.Гилевич. Стендовые испытания ПВРД для ГЭЛА были успешно завершены в октябре 1988 г.
На МАКС-99 была показана ГЛЛ, созданная в МКБ «Радуга», оснащенная керосиновым прямоточным двигателем.
Аппарат мог совершать длительный (3400 сек!) маршевый полет со скоростями М=2,3–4,5 на высотах от 8 до 27 км.
Стоимость летных экспериментов и затраты на изготовление опытных гиперзвуковых летательных аппаратов очень велики. Ряд проектов и программ, разработанных и
реализуемых в США (HySTR, Hyper-X, Х-34), предусматривает создание летающих
лабораторий как на базе снимаемых с вооружения стратегических МБР, так и путем создания новых специализированных летающих лабораторий. При этом стоимость
проведения одного летного эксперимента составляет десятки миллионов долларов при
использовании МБР и до 4,5 миллиона долларов для специализированной ГЛЛ Х-34. Общая
стоимость программы создания 50-тонной ГЛЛ Х-34 составляет более 175 млн. долларов.
Описание | |||
---|---|---|---|
Разработчик | МКБ «Радуга» | ||
Обозначение | Х-90 | ГЭЛА | |
Кодовое наименование НАТО | AS-19 «Koala» | ||
Тип | стратегическая крылатая ракета | гиперзвуковой экспериментальный летательный аппарат | |
Система управления | инерциальная и радиокомандная | ||
Носитель | Ту-95 | ||
Геометрические и массовые характеристики | |||
Длина, м | ок.12 | ||
Размах крыла, м | 6,8-7 | ||
Масса, кг | ок.15000 | ||
Число боеголовок | 2 | ||
Силовая установка | |||
Двигатель | CПВРД | ||
Ускоритель | РДТТ | ||
Летные данные | |||
Скорость полета, М= | 4-5 | ||
Высота, м | пуска | 7000 | |
полета | 7000-20000 | ||
Дальность, км | 3000 |
Источники информации:
- Все цвета Радуги / «Вестник воздушного флота» /
- Беспилотные летательные аппараты / Невский бастион, 2.1999 /
- Русская «Кухня» покорила немцев / Д.Литовкин, «Красная звезда» 1997 /
- Raduga [BL-10]; AS-19 KOALA; SS-N-24 SCORPION; SSC-5 / FAS /
- «Новости космонавтики»