Х-15 (AS-16 «Kickback»)
аэробаллистическая ракета
Ракета Х-15 считается советским ответом на американскую ракету SRAM. Она предназначена для
уничтожения стационарных наземных целей - военно-промышленных объектов, баз ВВС и ПВО, РЛС, командных пунктов и т.п.
Х-15 и ее модификации имеют аэробаллистическую траекторию полета, т.е. ракета совершает небольшой прыжок за пределы стратосферы (до 40 км).
Органы управления ракеты - аэродинамические рули. Система управления инерциальная без коррекции.
Ракета разрабатывалась в МКБ «Радуга» с начала 1970-х годов под общим руководством главного конструктора И.С.Селезнева.
В 1978 г. изготовлены опытные образцы ракеты и начато освоение серийного производства ракеты на Дубненском машиностроительном заводе.
В 1986 г. ракеты начали поступать в части Дальней Авиации. Из-за задержки с доводкой ракетным комплексом были оснащены только несколько десятков последних серийных Ту-22М3. Доработка ранее выпущенных самолетов не осуществлялась. Так же доработка комплекса задержала и освоение ракет строевыми экипажами - только в декабре 1988 г. первые пуски осуществили летчики 200-го ТБАП.
Ракета принята на вооружение в 1988 г.
Впервые публично ракета показана в марте 1992 г. на показе техники для глав стран СНГ в Мачулищах (Белоруссия).
Стартовый вес ракеты 1,2 т. Боевая часть специальная, мощность заряда до 350 кт.
Твердотопливный двигатель позволяет развивать гиперзвуковую скорость (до М=5).
Максимальная дальность стрельбы по разным источникам от 150 до 300 км.
Самолетами-носителями ракеты Х-15 стали Ту-95МС, Ту-22М3
и Ту-160. 6 ракет Х-15 помещалось в многопозиционной роторной установке МКУ6-1. На Ту-22М3 6 ракет Х-15 могут
размещаются в фюзеляже на МКУ, еще 4 ракеты подвешиваются на внешних узлах под крылом и фюзеляжем. На Ту-160 планировалось
использовать 4 МКУ, но ограничились двумя. Пуск ракет мог производиться при скорости носителя 300-600 м/с на высоте от 0,3 до 22 км.
На базе ракеты Х-15 в середине 80-х гг. МКБ «Радуга» создало
противокорабельную ракеты Х-15С. В отличие от Х-15, противокорабельная ракета оснащена
радиолокационной головкой самонаведения. Стрельба ракетой Х-15С тоже производится по
принципу «выстрелил и забыл», но при этом перед пуском в память системы
самонаведения с носителя должны быть введены относительно точные данные
координат цели, ее курса и скорости. На большей части территории движения Х-15С
управление производится инерциальной системой наведения, на конечном участке
включается активная радиолокационная головка самонаведения, работающая в мм-диапазоне.
Ракета Х-15С снабжена кумулятивно-фугасной боевой частью весом 150 кг. дальность пуска ракеты Х-15С до цели типа «крейсер» - 150 км, «эсминец»
- 100 км, «катер» - 60 км.
Основные ТТХ ракеты Х-15С совпадают с характеристиками Х-15.
Ракета Х-15С запускается как с роторных установок МКУ6-1, так и с ординарных
балочных установок. Носителями Х-15С могут быть самолеты Ту-95МС, Ту-22М3, Ту-160, Су-27К и Су-27ИБ.
Ракета Х-15С прошла испытания, но данных о ее принятии на вооружение нет.
Для обеспечения прорыва системы ПВО противника самолетами дальней авиации
в МКБ «Радуга» на базе ракеты Х-15 была создана противорадиолокационная ракета Х-15П.
На начальном этапе траектории ракета управляется инерциальной системой
наведения, на конечном - включается пассивная радиолокационная головка самонаведения.
Дальность стрельбы 150 км. Боевая часть осколочно-фугасная весом 150 кг. Остальные ТТХ совпадают с Х-15.
Старт ракеты Х-15П производится с пусковых устройств МКУ-6-1. Носителями Х-15П
могут быть бомбардировщики Ту-95МС, Ту-22М3, Ту-160.
В 1988 г. противорадиолокационная ракета Х-15 была принята на вооружение дальней авиации.
Источники информации:
- История авиационного вооружения / А.Б.Широкорад, Минск, 1999 /
- Х-15 / РКВ-15 - AS-16 KICKBACK / Militaryrussia.ru /
- Russian Air-to-Surface Missile AS-16 (Kickback) / Watson's Military Page /
- Авиация и космонавтика № 8.1999
- Missiles / aviation.ru /
- «Гордость России» Авиационная фотоколлекция. / Лана-пресс.CD-ROM, 1997 /