Х-45 Молния
противокорабельная крылатая ракета
В 60-х гг. в КБ Сухого под руководством Н.С.Чернякова специально для бомбардировщика Т-4
была разработана высокоэффективная крылатая ракета «воздух-поверхность» Х-30/33 с пороховым двигателем,
головкой самонаведения на конечном участке и рикошетирующей траекторией полета, увеличивавшей дальность действия.
Приказом МАП от 21 мая 1966 года разработка «основного калибра» Т-4 была поручена ОКБ-2-155 (главный конструктор А.Я.Березняк).
24 мая 1967 года ВПК утвердила МКБ «Радуга» (главный конструктор Березняк) как головную организацию по разработке изделия Х-45 для самолета Т-4.
Согласно план-графику к приказу МАП от 29 декабря 1967 года предусматривалось изготовление первого изд. Х-45 для наземной отработки в 1968 году, а для летной отработки – в 1970 году.
К ракете, предназначенной для уничтожения авианосцев, были предъявлены очень жесткие требования: дальность полета 600 км, вес боевой части 500 кг, реализация загоризонтного пуска с полетом по полубаллистической траектории.
При высокой точности попадания, ракета должна была иметь гиперзвуковую скорость. В итоге ракета Х-45 получилась весом 4500 кг с очень большими габаритными размерами. К тому же она была выполнена по схеме
«икс» (X), что затрудняло ее размещение на самолете.
Испытания ракеты должны были проводиться на самолете Т-4М (Т-4),
способном совершать длительный полет со скоростью более 3000 км/час.
Вооружение Т-4 состояло из двух ракет Х-45. В дальнейшем планировалось вооружать этими ПКР и Т-4М, Т-4МС, М-20, М-18. При
проработке первых вариантов 160 (Ту-160) в качестве основного вооружения также предусматривалась Х-45М, но затем от нее отказались в пользу малогабаритных
дозвуковых Х-55.
В 1964 г. производство ракет Х-33 планировалось развернуть на заводе им. Лавочкина, но в 1965 г. решением ВПК было предписано подготовить серийное производство ракеты предприятиям МАП СССР под руководством завода №51.
В январе 1970 г. заказчику представлен эскизный проект ракеты. В 1969 г., еще до завершения проектирования, была начата передача документации на Дубненский машиностроительный завод.
Опытная серия ракет Х-45 находилась в производстве. Согласно некоторым источникам, испытания ракеты были начаты, но не были завершены.
Помимо противокорабельного рассматривался вариант ракеты для применения по целям с заранее известными координатами с гироинерциальной системой управления (ГИСУ).
Судя по всему, работы над ракетой Х-45 были прекращены после 1975 г.
Источники информации:
- Основные образцы и модификации самолетов и ракет, освоенные производством ДМЗ с 1951 г. по 1996 г. / Г.А.Савельев, «От гидросамолетов до суперсовременных ракет» /
- Самолет Т-4. Мифы и реалии / Ильдар Бедретдинов /
- Рядом с Сухим. Воспоминания авиаконструктора / Самойлович О.С. /
- История Т-4 «100» / форумы Авиабазы/