МКБ "Радуга"

Х-45 Молния
противокорабельная крылатая ракета

Макет Т-4 с Х-33     В 60-х гг. в КБ Сухого под руководством Н.С.Чернякова специально для бомбардировщика Т-4 была разработана высокоэффективная крылатая ракета «воздух-поверхность» Х-30/33 с пороховым двигателем, головкой самонаведения на конечном участке и рикошетирующей траекторией полета, увеличивавшей дальность действия. Приказом МАП от 21 мая 1966 года разработка «основного калибра» Т-4 была поручена ОКБ-2-155 (главный конструктор А.Я.Березняк). 24 мая 1967 года ВПК утвердила МКБ «Радуга» (главный конструктор Березняк) как головную организацию по разработке изделия Х-45 для самолета Т-4. Согласно план-графику к приказу МАП от 29 декабря 1967 года предусматривалось изготовление первого изд. Х-45 для наземной отработки в 1968 году, а для летной отработки – в 1970 году. Модель Х-45
    К ракете, предназначенной для уничтожения авианосцев, были предъявлены очень жесткие требования: дальность полета 600 км, вес боевой части 500 кг, реализация загоризонтного пуска с полетом по полубаллистической траектории. При высокой точности попадания, ракета должна была иметь гиперзвуковую скорость. В итоге ракета Х-45 получилась весом 4500 кг с очень большими габаритными размерами. К тому же она была выполнена по схеме «икс» (X), что затрудняло ее размещение на самолете. Испытания ракеты должны были проводиться на самолете Т-4М (Т-4), способном совершать длительный полет со скоростью более 3000 км/час.
Х-45 в музее г.Дубна     Вооружение Т-4 состояло из двух ракет Х-45. В дальнейшем планировалось вооружать этими ПКР и Т-4М, Т-4МС, М-20, М-18. При проработке первых вариантов 160 (Ту-160) в качестве основного вооружения также предусматривалась Х-45М, но затем от нее отказались в пользу малогабаритных дозвуковых Х-55.
    В 1964 г. производство ракет Х-33 планировалось развернуть на заводе им. Лавочкина, но в 1965 г. решением ВПК было предписано подготовить серийное производство ракеты предприятиям МАП СССР под руководством завода №51. В январе 1970 г. заказчику представлен эскизный проект ракеты. В 1969 г., еще до завершения проектирования, была начата передача документации на Дубненский машиностроительный завод.
    Опытная серия ракет Х-45 находилась в производстве. Согласно некоторым источникам, испытания ракеты были начаты, но не были завершены.
    Помимо противокорабельного рассматривался вариант ракеты для применения по целям с заранее известными координатами с гироинерциальной системой управления (ГИСУ). Судя по всему, работы над ракетой Х-45 были прекращены после 1975 г.

Вооружение Т-4

Источники информации:

Рейтинг@Mail.ru Топ-100